Ексклюзивы
четверг, 21 июня 2007 18:07

Украина напоминает Чехословакию 1938 года

Автор: рисунок: Владимир КАЗАНЕВСКИЙ
 

На международной арене — новая, пока еще холодная, мировая война. Опять разворачивается противостояние между Россией и Западом, точнее — США. Не могу избавиться от впечатления, что когда-то все это уже было.

За последние несколько лет отношения России под президентством Владимира Путина с Западом ощутимо изменились. Сначала с Кремля совершались попытки как-то угодить своим западным визави. Были некоторое содействие антитеррористическим операциям США, приятельские отношения или их имитация с немецким канцлером Гельмутом Колем и его преемником Герхардом Шредером, главой Франции Жаком Шираком и даже с Джорджем Бушем. Но теперь очевидно, что это была разведка, изучение ситуации.

Потом — несколько попыток расколоть тот же Запад. Для этого вбивался кол между США с одной стороны, и Германией и Францией, с другой. Благо, что "друг" Гельмут и "друг" Жак, учитывая традиционное русофильство немецких и французских политических элит, этому способствовали. А тут еще и увеличение энергетической зависимости всего ЕСовского проекта от российских энергоносителей.

Убедившись, что нефтегазовую наживку ЕСовцы заглотнули, Владимир Владимирович перешел к более жесткому сценарию. Энергоносители он использовал в качестве оружия — против беспомощных Грузии, Украины и даже Беларуси, дав этим знать и Евросоюзу, кто в Европе хозяин.

Потом ударил по ЕСовских новичках, не имевших сентиментов в отношении Москвы. Потому что почувствовали своей кожей, что такое побратимство с недемократической Россией. Инструментом стало совместное с немецкими компаниями строительство газопровода в обход стран Балтии и Польши. Заодно вбивался кол между все теми же новичками и основными двигателями ЕС — Германией и Францией. Дошло до полного гротеска: на работу в государственную российскую компанию устроили безработного немецкого экс-канцлера Шредера.

Апофеозом стала фактическая поддержка Ирана в его попытках вплотную подойти к созданию своей атомной бомбы. И никто не сомневается, что при такой поддержке и содействии Китая иранцы ее все же создадут. И тогда геополитическая карта мира в корне изменится. Если уже не изменилась.

И только тут европейцы спохватились. Заговорили о диверсификации энергопотоков, об угрозе евроатлантическому единству. Приход к руководству Германией Ангелы Меркель и Францией — Николя Саркози ситуацию несколько исправил. Однако и Путину уже не нужно так заискивать перед Западом. Он опять изменил тактику: откровенно демонстрирует свое пренебрежение к Западу и его ценностям. Насмехается над ними просто в глаза.

Очевидно, Путин сделал выбор. И для страны с названием Россия, и для себя лично. Выбрал скорее компанию Ирана и Китая (забывая, что для него Россия — уже давно младшая сестрица) против евроатлантического содружества со всеми его элементами — НАТО, ЕС и прочими.

И где оказалась Украина с ее нейтральностью, гарантом которой очевидно является российский Черноморский флот в Крыму?

Да между двумя линиями окопов. И это территория не нейтральная, а ничейная. Что будет, когда новое глобальное противостояние перейдет в более горячую фазу? Кто будет считаться с нашей смешной псевдонейтральностью?

Однако при чем тут Чехословацкая республика 1938 года? А притом, что в такой же ситуации в свое время оказалось и это государство. Причем даже характеристики тогдашней Чехословакии очень напоминают характеристики современной Украины.

Чехословацкая республика 1930-х была экономически крепким государством. Ей хватало войск, военной промышленности, почти самой мощной в Европе. Однако у войск не было соответствующего морального духа, самой идеи, за которую в действительности стоило бы отдать жизнь. Политики этой республики были наивными до смешного и неустойчивыми, нерешительными — даже деморализованными. Страна была полиэтничной: кроме чехов и словаков на ее территории проживали численные национальные меньшинства — венгры, украинцы, евреи и, что главное, немцы. Последние совсем себя нацменьшинством не чувствовали.

Беларусь сейчас — как тогда Австрия, Приднестровье — как Рурская область

В то же время страна была демократической. Но ее окружали агрессивные режимы реваншистской Германии и оскорбленной Трианонским соглашением Венгрии. И даже Польша не была белой и пушистой — вспомним аннексию чешского Цешина.

Украина 2007 года — экономически достаточно успешное государство, несмотря на все выходки наших политиков. Она унаследовала достаточно большой осколок советских войск, которые достаточно успешно модернизирует с технической и организационной точек зрения. Владеет все еще актуальной военной индустрией. Однако моральный дух войск вызывает много вопросов: будут ли эти войска способными выступить на оборону государства, откуда бы враг не пришел — с востока или с запада? Украина полиэтничное государство и россияне совсем не чувствуют себя нацменьшинством, скорее хозяевами. В то же время в Украине, как и в Чехословакии 1930-х, одна из самых перспективных демократий на постсоветском пространстве. И вместе с тем эта демократия нерешительная. Ее окружают далеко не самые доброжелательные соседи, как, например, Россия Путина. Не урегулированы до конца отношения даже с Румынией, проблемой является пророссийское Приднестровье. В Украине отсутствует национальная идея, которую воспринял бы как проект весь народ, только появляется новая украинская политическая нация. Да еще и мы — между окопов.

Когда в свое время Украина отдавала ядерное оружие, ей якобы гарантировали безопасность. Однако это же гарантировали когда-то Чехословакии Англия, Франция и СССР. Но как только Гитлер поставил вопрос ребром — гаранты страну просто предали. Германия уже кромсала ее "с пристрастием" — по куску анексируя "немецкоязычные" регионы. Закончилось это ее полной оккупацией.

А что такое позиция ЕС в отношении Украины после революции 2004 года, как не та же измена? Кто в действительности тогда так активно закрывал путь, или хотя бы перспективу членства в союзе для Украины, как не Герхард Шредер и Жак Ширак? Такое подыгрывание Путину конечно и привело к тому газовому шантажу, который он применил к Украине зимой на рубеже 2005-2006 годов. Не напоминает ли это шантаж, к которому прибег Третий Рейх в отношении Чехословакии?

Не напоминает ли чего-то тогдашняя технология "воссоединения немецких земель". И не только об Украине идет речь. Параллели более чем очевидны: Беларусь сейчас — как тогда Австрия, Приднестровье — как Рурская область. Об аналогии Крым-Судеты и писать боюсь.

Еще больше аналогий с воссоединением или возвращением "соотечественников". Вспомним возвращение немцев в Рейх и их роль при нападении на Польшу. У нас — псевдовоенизированные "Русско-крымские казаки", играющие в действительности в отношении Украины ту же роль, что в свое время и австрийские нацисты в отношении Австрийской Республики.

Невеселые рассуждения. Но последние события в Украине свидетельствуют о том, что жесткое противостояние уже пришло в наш дом. Мы еще возможно и имеем немножко времени, чтобы сделать свой выбор. Потому что в действительности все зависит только от нас и от нашего единства и решительности. Иначе окончательно станем ничейной территорией для чужих просчетов.

Сейчас вы читаете новость «Украина напоминает Чехословакию 1938 года». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть