пятница, 13 сентября 2013 00:45

"Украина может превратиться в большую фабрику для Евросоюза"

Таможенный союз сегодня является неэффективным экономическим образованием. Изнутри его раздирают торговые войны и противоречия, говорит управляющий партнер аналитической группы "да Винчи АГ" Андрей Колпаков, 33 года:

- На рынке нефтепродуктов Москва стремится ограничить Беларусь и Казахстан. Длится острый конфликт вокруг распределения экспорта калийных удобрений из Беларуси. С внутреннего рынка Казахстана русские товары вытесняют местные. Кроме того, объемы торговли внутри Таможенного союза падают. И это только начало. Зачем Украине входить в экономическое образование, которое имеет очевидные проблемы и будущее которого достаточно туманно?

Каким образом в Таможенном союзе будут вытеснять украинские товары, если между странами-членами предусмотрена беспошлинная торговля?

- Идет речь даже не о пошлинах, потому что их сложно задействовать в рамках членства России и Украины во всемирной торговой организации. Дело в том, что участники Таможенного союза, в первую очередь Россия, будут определять, какими должны быть стандарты продукции. Украинским предприятиям могут предложить такие условия, которые им не подходят из-за особенностей производственных технологий. Это не значит, что наша продукция хуже, - она другая. Как результат - украинские товары не пустят на рынок и, в конечном итоге, задавят. Такое сейчас происходит с Казахстаном. Это давний прием в торговых конфликтах, который помогает одному из участников выдавить из рынка конкурента, не поднимая пошлину.

Кремль никогда не прибегнет к послаблению своих отраслей за счет наших. Например, после гипотетического вступления Украины в Таможенный союз Москва может не пустить на свой рынок наш сахар. Потому что это будет означать огромные потери для русских сахарозаводчиков. Найти причину - дело техники.

Обеспечит ли сотрудничество Украины и России в пределах Таможенного союза реализацию высокотехнологичных проектов? Что препятствует этому сейчас?

- Теоретически можем обновить немало проектов. Но есть ли желание равноправного партнерства? Когда одна сторона имеет значительно больше финансовых возможностей, это заканчивается всегда одинаково. В украинские предприятия зайдет российский капитал, и они фактически будут работать в русской системе. Или после передачи конкурентам уникальных технологий - будут уничтожены. Это касается не только особенностей политики Москвы. То же происходило бы, если бы Киев создал единое экономическое поле, скажем, с Китаем.

Москва сделает все возможное, чтобы Украина оставалась наибольшим потребителем российского газа. Для нас это будет означать постепенное отмирание отраслей, которые зависят от энергоносителей. Если сегодня украинские производители пытаются модернизировать предприятия, искать новые рынки сбыта, то в условиях Таможенного союза эта необходимость отпадет.

Почему Киеву стоит бояться, что Москва продолжит торговые войны даже после нашего вступления в Таможенный союз?

- Такие войны - эффективный способ отстаивания своих интересов. Так делают все метрополии, особенно относительно бывших колоний. В России больше возможностей продвигать собственные интересы, потому Украина постоянно будет проигрывать.

Украина и ЕС готовятся подписать Соглашение об ассоциации с зоной свободной торговли. Как это повлияет на экономику нашей страны?

- Надеяться на чудо не стоит. Украинских товаров в Европе не особенно ожидают. После нескольких месяцев политической эйфории начнутся экономические конфликты.

Но главное в зоне свободной торговли с ЕС - доступ к инвестициям, причем не только из Евросоюза. Украина станет привлекательной для Китая, который готов учредить здесь предприятия по переработке и легкой промышленности, - для дальнейшего экспорта товаров в Евросоюз. Когда эмоции утихнут, сюда придут и русские деньги - как в перспективную площадку для производства на рынок ЕС. Поэтому Украина может превратиться в большую фабрику для Европы. Не самый худший вариант, потому что это - рабочие места, модернизация, технологии. Прежде всего идет речь о сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Эти отрасли будут флагманами нашей экономики ближайшие 10 лет. При оптимистичном сценарии шанс на развитие получит и отечественная металлургия.

Чего стоит остерегаться?

- Важно жестко отстаивать украинские интересы: обеспечивать высокие экологические стандарты производства, вкладывать средства в будущее, а не проедать их.

Пока, к сожалению, дискуссию о геоэкономической стратегии Украины ведут по принципу "черное или белое". Но в последние годы мы сделали огромные шаги на рынки Китая, Ближнего Востока, Северной Африки. Нужно продолжать это движение, создавать новые зоны свободной торговли, расширять присутствие в странах третьего мира. Там будет спрос на продукцию украинского машиностроения.

Что надо сделать власти для успешного сотрудничества со структурами ЕС, инвесторами?

- Самый простой рецепт - преодолеть коррупцию. Сегодня на практике это маловероятно. Поэтому пока стоит придерживаться рекомендаций ЕС относительно модернизации законодательства.

Иностранных инвесторов в Украине отпугивает отсутствие правил в системе, где и взятка не гарантирует решение вопроса. В таких условиях не могут работать даже те, кто привык к коррупции в развивающихся странах. Поэтому важно создать своеобразное "единое окно" для принятия решений по инвестиционным вопросам.

Критика евроинтеграции говорит, что она приведет к разрушению украинской промышленности, упадку сельского хозяйства, выезду работников. Где здесь правда, а где - "страшилки"?

- В первую очередь под угрозой окажутся машиностроение, агропереработка. Но критика исходит из позиции, что Украина будет торговать лишь с Европой, а другие направления вдруг исчезнут. Это не так. Зона свободной торговли с ЕС - это хороший шаг для усиления позиций на Западе, но не единственный вариант для экономики. Первое время Москва будет оказывать давление, однако годами это не будет длиться, потому что невыгодно России. Наши экономики настолько тесно связаны, что разрыв невозможен. Прежде всего это касается машиностроения, продукция которого наименее востребована в ЕС. Поэтому останутся рынки Таможенного союза и развивающихся стран.

Какой экономический опыт по евроинтеграции наших соседей может пригодиться и нам?

- Мы вряд ли когда-то вступим в ЕС, потому опыт Польши или Прибалтики нам не подходит. Во-первых, со временем Евросоюз может превратиться во что-то другое - например, в несколько союзов или многоуровневое объединение. Во-вторых, ЕС еле "переварил" Польшу и не смог окончательно интегрировать Болгарию и Румынию. Куда Украине с ее огромной территорией и населением?

Нам нужно как можно быстрее избавиться от мифа о вступлении в Евросоюз и перестать пугать им европейцев. Тамошние избиратели вздрагивают, когда слышат разговоры о полномасштабном вхождении Киева в ЕС. Это не увеличивает перспективы нашего сотрудничества. Разговаривать с нами станет сразу интереснее, если начнем говорить языком цифр и экономических интересов.

Украине следует преодолеть комплекс колонии и перестать искать себе патрона среди мощных государств. Мы в состоянии реализовать себя как региональный лидер, который ведет экономическую политику в собственных интересах и рассматривает другие страны как партнеров, а не покровителей.

Сейчас вы читаете новость «"Украина может превратиться в большую фабрику для Евросоюза"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

38

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть