Настоящие причины банкротства "Аеросвіта" не понятны, считает эксперт Первой рейтинговой системы Алексей Панченко, 35 лет. Обеспечение авиакомпании было завязано на предприятиях близких к группе "Приват". Ей принадлежит и сам "Аеросвіт". Поэтому долги авиакомпании - искусственные.
- Структуры группы "Приват" давали "Аеросвіту" в аренду самолеты, поставляли горючее, - говорит Панченко. - "Приват" виртуозно умеет работать с судами, поэтому владельцы авиакомпании не верят, что в условиях украинской судебной системы обиженные пассажиры смогут добиться у них компенсаций за сорванные рейсы.
Кто может забрать рейсы "Аеросвіта"?
- Рейсы передадут компании Международные авиалинии Украины. Ее акционером является Игорь Коломойский, являющийся также совладельцем "Привата". Поэтому рейсы переложат из левого кармана в правый.
Авиабизнес очень сложный. Можно вообще не найти желающие авиакомпании, которые забрали бы себе этот рынок. Все зависит только от того, кто из конкурентов будет иметь самолеты. Структуры Коломойского занимались лизингом воздушных судов, то есть долгосрочной арендой с правом выкупа. Они, скорее всего, и предоставляли компании "Аеросвіт" самолеты в лизинг. То есть одна структура "Приват" арендовала у другой. Это мировая практика. Теперь, когда авиакомпания обанкротилась, неизвестно, кто, кроме "приватовцев", имеет такие же ресурсы взять не себя эти рейсы. Дальнемагистральные лайнеры, которые летают в Индию, Китай, Америку, есть только у "Аеросвіта".
Как структуры Коломойского монополизировали рынок авиаперевозок?
- Чтобы закупить самолеты, нужны миллиарды долларов. У "Привата" первого в начале 2000-х появились современные дальнемагистральные лайнеры. Подъем гражданской авиации в стране произошел именно благодаря структурам Коломойского.
Могут ли закрыть определенные рейсы, если другая компания не заберет их?
- Другим компаниям может быть не выгодно выполнять рейсы на далекие расстояния, если они не соединяются с рейсам внутри Украины. Компаниям выгодно летать из Львова, Донецка, Одессы в Киев, чтобы дальше отправлять пассажиров в Шанхай или Вашингтон. Если не набирается достаточно пассажиров из регионов, компаниям ежедневный рейс из Киева в Америку будет убыточен. Даже если его будут выполнять западные авиакомпании. Так же не выгодны отдельные рейсы внутри страны.
Почему нет спроса на авиаперевозку?
- Украинцы летают мало, потому что бедные. Международными рейсами будет выгодно заниматься, если экономика растет, население имеет деньги на международные перелеты. Кроме того, у авиатранспорта есть конкурент - "Укрзалізниця". Это вносит свои поправки в рентабельность полетов.
Почему бы не сократить количество рейсов до обоснованного спроса?
- Рейсы в большинство ключевых городов планеты - наш атрибут независимости. Потерять - легко. Возобновить будет трудно.
От количества рейсов зависит и выживание украинских региональных аэропортов, большинство которых фактически обречены. Государство в позапрошлом году решило не держать в некоторых аэропортах диспетчеров. Значит туда вряд ли когда-то возобновят регулярные полеты. Это серьезная социально-экономическая проблема.
Что может измениться с приходом на украинский рынок иностранных авиакомпаний после присоединения к договору об "открытом небе"?
- Присоединиться обязательно надо, но это не решит проблему прибыльности ежедневных рейсов. Договор упрощает проблемы налогообложения, процедуры распределения маршрутов между компаниями стран, регулирует административные проблемы. Но европейские компании боятся заходить на наш рынок. Во-первых, социальная среда в Украине очень сложная - мало состоятельных людей. Во-вторых, западные авиакомпании не доверяют украинской бизнес-среде. Это приведет к тому, что на украинском рынке закрепятся лишь русские авиаперевозчики. Им привычнее работать в наших условиях, чем европейцами или американцам. Захват рынка россиянами может стать еще одной политической проблемой для Украины.
Комментарии
9