Прошел первый год президентства Виктора Ющенко. По-видимому, ни он сам, ни миллионы украинцев не думали, что для него это время будет настолько тяжелым и неоднозначным. 23 января 2005 года он виделся скорее как продолжение триумфа Майдана.
Тогда в киевское небо взлетели белые голуби и оранжевые шарики. Теперь в адрес Ющенко летят преимущественно критические стрелы. Одни обвиняют его в недостаточной твердости и жесткости, податливости аппетитам оранжевых соратников. Другие — во всепрощении оппозиции. Третьи — в излишнем увлечении внешней политикой во вред политике внутренней. А есть еще четвертые, пятые...
Это был год надежд и разочарований одновременно
— Украинцы в силу своей колониальной ментальности привыкли ругать власть и всех, кто при ней, — говорит писатель Евгений Сверстюк, 77 лет. — Поэтому о плохих сторонах президентства Ющенко пишут и говорят много, а оценивать позитивное у нас мозги не стоят. Ющенко унаследовал ту руину, которая создавалась на протяжении десятка лет. И в меру сил пробует навести порядок.
А вот правозащитник Семен Глузман, 59 лет, в первом году президентства Ющенко видит больше негатива:
— То, что происходит сейчас, это ужасно. За этот год мы не увидели продуманной кадровой политики, видения стратегического развития государства. Хуже всего, что подорвана вера людей, их ожидания. Единственным позитивом я вижу преданность Ющенко демократическому развитию страны.
— Потерь и поражений действительно больше, чем побед и достижений, — говорит руководитель Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко, 47 лет. — Это был год надежд и разочарований одновременно. Но стало больше политической свободы. Контраст между эпохой Кучмы и настоящим очень заметен. Сейчас более прозрачная и целеустремленная внешняя политика. Хотя и до сих пор не выстроены отношения с Россией.
Очевидно, многие надеялись на Ющенко как на доброго царя. Он должен был прийти и железной рукой навести в Украине порядок. Но на роль самодержца Виктор Андреевич точно не подходит. Достаточно много проблем, которые президентскими указами или кадровыми назначениями развязать просто невозможно. В частности, что касается раскола между Западом и Востоком.
— Прошел лишь год, — замечает директор Института философии Мирослав Попович, 75 лет. — Это очень мало для того, чтобы преодолеть раскол и последствия тяжелых предвыборных отношений. Ющенко должен иметь политическую платформу, на которой бы сошлись в первую очередь избиратели, а не руководство. Потому что практика свидетельствует, что всякие меморандумы ничего не дают.
Контраст между эпохой Кучмы и настоящим очень заметен
— Для страны и для меня лично это был чрезвычайно важный, сложный, иногда драматичный, но переломный год, — заявил в телеобращении 23 января сам Виктор Ющенко. — Я благодарен каждому, что мы пережили этот год вместе, за вашу веру и поддержку... Мы осознали, что дать ответ на внешние и внутренние вызовы можно только вместе.
Владимир Фесенко говорит об одном из главных уроков для президента: Украиной нельзя править, ею нужно управлять. Он должен быть президентом-политиком, который постоянно находится в диалоге с руководителями других ветвей власти, лидерами разных политических сил. Ющенко следует самым оптимальным образом приспособиться к новым, вызванным конституционной реформой, реалиям. Нужно исправлять негативные, проблемные места реформы, сотрудничать в этом с Верховной Радой.
— Кто-то говорит о слишком мягком характере президента, кто-то упрекает его за якобы слабость. Но это был год молодого президента Ющенко, — говорит политолог. — Он учился. У него было слишком много иллюзий: относительно власти, методов управления страной, своей команды. Теперь большинства этих иллюзий нет.
В то же время последующие перспективы президента Ющенко сейчас выглядят совсем не так, как в январе 2005-го. Конституционная реформа забрала у него часть полномочий. Вскоре парламентские выборы. В результате их на должности премьера могут очутиться Виктор Янукович или Юлия Тимошенко: у обоих есть признанная слабость к авторитаризму. Поэтому перед Ющенко может возникнуть задача противостоять возможным угрозам демократии, причем с урезанными собственными полномочиями.
Премьером может стать склонный к авторитарным действиям человек
— В условиях конституционной реформы должна возрасти роль президента как политического руководителя государства, — продолжает Владимир Фесенко. — Новое, реальное значение приобретает понятие "гарант Конституции". Если учесть, что премьером действительно может стать склонный к авторитарным действиям человек, президент должен быть больше привержен демократическим ценностям. Для того, чтобы уравновешивать такого премьера. Чтобы тот не наделал глупостей и не повернул страну в сторону авторитарного развития.
Семен Глузман считает, что, невзирая на свой "мягкий" имидж, Ющенко способен принимать жесткие решения:
— В сентябре он разогнал обе стороны противостояния. Поэтому можно надеяться, что в определенных ситуациях у президента хватит твердости и характера. Другой позитив в том, что наше общество отбрасывает диктатуру. Мы — не Россия или Беларусь. Ценность оранжевой революции в том, что украинцы лишились чувства страха.
"Он там, наверху, совсем сам"
Годовщину инаугурации президента Украины Виктора Ющенко не обошли своим вниманием мировые масс-медиа.
Российские СМИ пишут об атмосфере разочарования в Украине, а первый год правления "оранжевой" команды называют очень непростым. По мнению многих московских журналистов, 2005-й стал периодом "сомнительных успехов и несомненных провалов". Дескать, Украина находится в канун парламентских выборов, и потому уже не до реформ. Началась борьба за избирателя.
"Речь Ющенко в день годовщины его правления не оправдала многих ожиданий, — пишет "Газета.Ru." — Она была короткой, не больше 15 минут. Эта речь не содержала решительных заявлений о политическом кризисе в Украине. Часть речи о результатах экономического развития за год кажется слабой, хотя президент и выглядел довольным".
Западные издания, напротив, считают речь Ющенко позитивной. Швейцарская газета "Нойе Цюрхер Цайтунґ" пишет: "Ющенко - незапятнанный и иногда смелый политик, заслуживающий внимания Западной Европы. Однако случается, что он способствует тому, что об Украине думают как о стране, на которую невозможно положиться".
Ющенко - незапятнанный и иногда смелый политик
Швейцарские журналисты не скрывают своих симпатий к "оранжевым идеалам". Однако отмечают хаотическую политику украинского правительства, жестокую борьбу за власть, невозможность найти компромисс, путаницу в правовой системе и нерешительность самого Виктора Ющенко.
"Высказывания президента, на лице которого еще видны последствия отравления диоксином, демонстрируют, насколько Украина еще далека от демократических норм и принципов правового государства", — считает "Нойе Цюрхер Цайтунґ".
Виктор Ющенко - Дон Кихот, воюющий против России и против внутренних врагов в парламенте. Именно так высказался о годовщине инаугурации президента украинский писатель Андрей Курков в статье "Как тяжело быть Богом", которую напечатала немецкая газета "Ди Вельт".
"У Ющенко нет Санчо Пансы, — пишет Курков. — Он там, наверху, совсем один. Ющенко не хочет быть героем. Он хочет быть демократом".
Комментарии