О жизни украинцев в разных странах мира рассказывает 83-летний Павел Дорожинский, один из руководителей Мирового конгресса украинцев. Он был гражданином Канады, одним из руководителей Организации украинских националистов. Ездил по миру, объединяя украинцев из разных государств. В 1990-х принял украинское гражданство.
- США втягивает в себя разные нации, цвета, языки, культуры, - говорит Павел Дорожинский. - Все перемалывает, и незаметно все становятся одинаковыми американцами. Но украинцы оставались украинцами. Создавали много церквей, школ. Германия, например, свое общество поддерживала, присылала учителей. А украинцы сами выкручивались. Бесплатные уроки давали друг другу, родители платили за учебу в украинской школе.
В Америке есть проблема: родители между собой разговаривают на украинском, а уже их дети больше говорили по-английски, даже дома. Однажды пришел в украинскую церковь в Америке, а там служба идет на английском языке.
В США к украинцам относятся лучше, чем к пуэрториканцам. Но хуже, чем к немцам или французам. Только последние 5-10 лет стали выделять нас из русских. Раньше всех послов учили русскому, потому что считали, что язык у нас один.
В Америке нет богатых украинцев, потому что мы не способны к бизнесу. В Канаде ситуация другая. Там украинцы - нация интеллигентов. Наши занимают должности учителей, врачей, правоведов. Трудолюбивые, имеют достаток, умные, потому пользуются уважением. Много украинцев в федеральном парламенте. Канада - страна многих культур. Она усиливает развитие культуры народов, живущих на ее территории. Климат там похож на наш, потому украинцы хорошо прижились.
Франция и Германия поглощают другие национальности. Ассимиляция проходит жестче, чем в США или Канаде. Политика Франции такова, что они больше любят французов. Франция никогда не была благосклонна к нам, а больше к Москве - и в средневековье, и в царские времена. Германия раньше считала Украину второсортным государством. Потом изменила свое отношение, но не стопроцентно. Возьмите чемпионат Евро-2012. Немецкая сборная живет в Польше, а играть ездят в Украину. Они не одобряют нашу государственную политику до сих пор. Это отражается и на живущих там украинцах.
В Словакии 50 лет тому назад было 300 украинских школ. Когда еще была Чехословакия, я учился в Праге в украинском университете. Cегодня меньше 30 школ и ни одного университета. Материально обеспеченные, как и все в Европе, однако культурное развитие страдает.
В Польше украинцы ассимилируются, уменьшается количество наших школ. Учительница учреждения на 50 детей выступала на нашем телевидении. Говорит, не имеют учебников на украинском. Наше правительство не помогает, так просила общественные организации, чтобы им подарили хотя бы бэушные учебники.
В Румынии украинцы никогда не были своими. Румыны против нас воевали, и до сих пор мы им чужие. Теперь румыны ездят на Буковину, раздают нашим людям свои паспорта, чтобы потом могли говорить - на этой земле одни румыны.
В Венесуэле украинцев мало, потому что пополнения нет. Даже язык забывают. Страна нищая, я такой бедности нигде не видел. Дети бегают голые и грязные, питьевой воды нет. Живут в слепленных из досок хатах с дырами в стенах. Спасает, что целый год жара. Но украинцев там видно издалека - более способные, более работящие, более чистые. Около хат всегда цветы растут: подсолнечники, мальвы. Дворы ухожены, и куры в дом не заходят.
Состоятельно живет украинское общество в Парагвае. Там наших немного, но каждый имеет дом, работу. Хорошо знал одного украинца, который перед второй мировой войной поехал с родителями в Парагвай. Так доработались, что имеют модерную мельницу, которую закупили в Италии, и им возят хлеб из всей страны. Они экспортируют муку за границу. Богачи. Земля там красная. Первые поселенцы убегали в Аргентину, потому что испугались, что в Парагвае их ждет голод. А те, кто остались, обогатились, потому что оказалось, что та земля плодородная. Беда только в том, что там нет интеллигенции. Украинская православная и греко-католическая церкви имеют одного священника. Он по очереди в каждой служит, объезжает все окружающие села. А раз в месяц ездит в дальние приходы. Просили выслать им священника из Украины, но никто не хочет ехать. Но напрасно, потому что они духовника хорошо содержат.
В Бразилию приезжали бедные крестьяне из Западной Украины. У них были большие семьи, а земли мало. Продавали ее, а на деньги покупали билет за океан. Им надо было бы в Канаду, но в Бразилии давали бесплатно землю. Другие государства - Польша, Германия - своим поселенцам помогали, спроваживали их на лучшие земли. А наших никто не поддерживал. Давали полуразвалившуюся лодку и отправляли в джунгли. Надо было корчевать деревья и захватывать столько земель, сколько мог обработать. Люди расчищали место, засаживали, а потом приходили наводнения. Был в провинции Парана в сезон дождей. Все залито - мосты, поля, дома. Но к счастью, в Бразилии можно дважды в год собирать урожай. Без этого украинцы не выжили бы.
Комментарии
11