— Мы создадим центр архивных документов. Заткнем рот тем, кто пытается переписать историю. Уменьшить роль наших отцов и дедов, которые погибали, защищая мир от нацизма, — говорит российский президент 67-летний Владимир Путин 18 января во время встречи с ветеранами. — Мы заткнем поганый рот, который открывают некоторые деятели за рубежом, чтобы достичь политических целей. Заткнем правдивой документальной информацией.
Фальсификацию истории Второй мировой войны давно пора "заткнуть" правдивой информацией. В его подчинении Управление информационного и документационного обеспечения президента. В начале 1990-х туда сгребли и засекретили 15 миллионов дел, документы Политбюро, Государственного комитета обороны, личные архивы Сталина, Молотова, Хрущева, Брежнева. В 1993 году "историческую часть" документов решили передать в федеральные архивы, которые хотя бы теоретически доступны. До сих пор они получили 0,5 процента бумаг.
Передача дел еще не означает рассекречивание информации. Российский государственный архив социально-политической истории имеет "особые папки" Политбюро ЦК КПСС. Однако за август 1939 года там нет фамилии министра иностранных дел Германии Иоахима фон Риббентропа. Неужели такая мелочь, как соглашение о разделе Восточной Европы с Гитлером не привлекло внимание Политбюро?
19 августа за четыре дня до прибытия Риббентропа в Москву и за 12 дней до начала Второй мировой войны Сталин собирал своих подельников, чтобы объяснить поворот во внешней политике СССР. Из протокола узнаем, что 19 августа Политбюро собралось, чтобы присвоить профессионально-техническому училищу имени Надежды Крупской и предоставить отсрочку от призыва рабочим, которые рыли канал в Средней Азии. В папках за июнь 1940-го есть информация об оккупации трех стран Балтии. Есть решение Политбюро об увеличении норм выдачи табака и спичек красноармейцам, которые выполняют "особое задание". Другие вопросы Политбюро не беспокоили.
В деле "Исходящие телеграммы наркома обороны" за первую половину 1941 года почти все письма имеют два-три порядковых номера. То есть документы вырывали и меняли нумерацию. Дело прошито и скреплено сургучной печатью 1949 года. Где раньше эти документы хранили? В последнюю неделю перед 22 июня Народный комиссариат обороны СССР решал один вопрос: сокращение расхода цемента и арматуры на строительстве дотов "линии Молотова" (укрепления вдоль западной границы СССР и Германии. — ГПУ). В ночь на 22 июня из Москвы в Ленинград идет шифровка с приказом доложить о хранении и использовании ржавой колючей проволоки, которую смотали с "линии Маннергейма" (полоса фортификационных сооружений, которую построила Финляндия на Карельском перешейке на случай войны с Советским Союзом. — ГПУ).
В России срок секретности документов — 30 лет. Его можно продлить, но по каждому делу отдельно и по конкретной причине.
Не существует разумного объяснения, почему рассекречивание документов 1939-1945 годов может подорвать обороноспособность современной России. Уцепились за "тайну личной жизни". Она охраняется 75 лет. Хотя верховный суд РФ разъяснил, что выполнение обязанностей государственной службы не входит в понятие "личная жизнь". В этом году 75-я годовщина завершения Второй мировой. Все сроки истекли. Последняя плохенькая "отмазка" закончилась. Пора придумать что-то новое.
Комментарии