Директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко, 43 года, считает, что застройщики должны высаживать втрое больше деревьев, чем уничтожают во время строительства.
Как сохранить природу в больших городах?
— Проблема в том, что зеленые насаждения в населенных пунктах Украины практически не защищены. Дерево, которое растет в лесу, находится под охраной Лесного кодекса. За его сруб предусмотрено где-то 50 гривен штрафа. Если уничтожить растение на территории заповедника, то заплатишь в несколько раз больше. А в городе насаждения под охраной ведомственных инструкций. Срубать тополь или иву стоит 10–15 гривен. Потому в городах легко и практически безнаказанно уничтожаются отдельные деревья, парки и скверы.
И это делают законно?
— В целом да. Например, компания задумала построить кафе или ресторан. А ей мешает скверик с несколькими деревьями и кустами. Застройщики приглашают специалиста по городскому тресту зеленого строительства — тот выписывает счет. "Добро" на уничтожение будет стоить где-то 150 гривен. В Англии, например, такая процедура раз в 20 дороже. Потому там о насаждениях заботятся. Иногда лучше дом подвинуть, а не деревья спиливать.
Что надо сделать, чтобы так было и у нас?
— Нужен закон. Наша организация подготовила законопроект о защите зеленых насаждений городов и населенных пунктов. Главное — дать им правовой статус. Мы предлагаем, чтобы застройщики не просто платили компенсацию в городской бюджет, а посадили втрое больше деревьев, чем уничтожили. Те, кто строит, должны в архитектурных планах предусмотреть озеленение территории и советоваться с экологами. А власть должна принимать не просто дом, а дом с озеленением.
В парке Шевченко было 22 вида птиц, теперь — восемь
В настоящее время такое практикуют?
— Почти нет. Экологические организации занесены в черные списки строительных компаний. В первый раз ко мне за советом обратились застройщики Паркового городка — жилищного комплекса на улице Вышгородской в Киеве. Они единственные пока вписали в свой архитектурный проект естественный памятник Кристерову горку. Ничего не ломали и не спиливали. Это объект естественно заповедного фонда и охраняется государством. Его первозданная природа не должна уничтожаться. Правда, на макете проекта на одном из озер есть фонтан. А он здесь не должен быть, как и цементная набережная. Иначе нарушается экологическая целостность парка. Мы еще будем корректировать этот проект, чтобы сохранить в этом месте синюю синицу и жука-оленя.
Как власть Киева относится к решению таких проблем?
— Да никак. Правда, благодаря заместителю городского головы Ирене Кильчицкой хоть как-то стали решать вопрос с животными — запретили фотографам на Крещатике стоять с обезьянками. Мы в этом тоже активно участвовали: подготовили распоряжение, ездили с милицией в рейды, забирали животных и сдавали в зоопарк. А вот с охраной зеленых насаждений сложнее. Например, только в этом году добились ограждения вековых деревьев. Это же как памятники архитектуры, только естественные. В Киеве таких почти тридцать, а на ограждение для всех денег нет.
А как с охраной деревьев в других городах?
— Еще хуже. Скажем, в Донецке Ринат Ахметов под Евро-2012 вырубил сто гектаров парка и построил стадион — буквально через дорогу от старого. Никаких санкций никто не применил. И это в городе, еще на подъезде к которому стоит смрад. Когда наша организация провела относительно этого пресс-конференцию, то мэр Донецка так отреагировал: пусть столичные экологи занимаются Киевом, а у себя мы сами разберемся.
Сколько нужно лет, чтобы возобновить зеленый фонд города после такого уничтожения как сейчас?
— Дело не во времени, а в приживаемости деревьев. Она в городе всего 20 процентов. И когда городская власть рапортует о посадке тысячи саженцев, то в действительности из них примутся лишь 200. Чтобы вырастить киевский каштан, нужно лет 80. А шансов дожить до "совершеннолетия" у такого дерева немного. Потому важно хранить то, что есть. Но с умом. Например, после неграмотного облагораживания городских парков из них уходит все живое. В парке имени Шевченко возле Национального университета в Киеве было 22 вида птиц, теперь — восемь. А после "наведения порядка" в столичном парке возле политехнического института там исчезли летучие мыши и белки.
Комментарии