10 лет назад состоялась протестная акция "Украина без Кучмы". Это был первый этап украинской демократической революции, говорит сокоординатор тогдашних выступлений Владимир Чемерис, 48 лет.
— Люди вышли демонтировать социальную систему. Сделать этого не удалось. Однако социальные причины, которые вывели граждан на улицу тогда, сработали в 2004-м на оранжевом Майдане. И на протяжении 2010-го состоялся не только предпринимательский Майдан. Были студенческие акции, протесты независимых профсоюзов против принятия Трудового кодекса, пенсионной реформы.
Какой у вас был план действий?
— В действительности плана не было. Задумывали "Украину без Кучмы" всего четыре человека. Мы требовали расследования убийства Георгия Гонгадзе, отставки тогдашнего главы МВД Юрия Кравченко, главы СБУ Леонида Деркача. Собственно, реализовано было лишь последнее. Но главная победа была моральная — большинство украинцев в мае 2001-го поддержали идею парламентской республики. Напомню, за год до того состоялся референдум, по которому Украина должна была стать полностью президентской республикой.
Протесты координируются по факту. Когда есть центр — палаточный городок — все другие, как капельки ртути, вдруг собираются в одну большую каплю.
Должны быть причины для взрыва. Можно расписать план, аккумулировать необходимое количество денег, но когда нет причин — его не случится.
Кто финансово поддерживал акцию?
— Акция не требовала особенных финансов, кроме того, чтобы нарисовать плакаты. У меня было 100 долларов. Этого вполне хватило на первые плакаты. То же мы видели в акциях 2010-го. Общественные активисты сами искали бумагу, краску для плакатов, ставили свои палатки на площади Независимости. Все шло по внутренней логике.
Президент Леонид Кучма говорил, что события 2001-го были инспирированы представителями иностранных спецслужб.
— А это проще всего — объяснить проблему чужим влиянием вместо того, чтобы задуматься, что сам делаешь не так. И сейчас Мубарак, Каддафи говорят, что революции в их странах — дело рук иностранцев. Когда тысячи людей одновременно поднимаются, это как бочка с порохом. Достаточно поднести зажженную спичку, и какой фабрики будет эта спичка — это уже не играет роли.
Какой опыт украинцы получили после акции?
— В 2004-м люди опять вышли с лозунгами ликвидации президентского авторитаризма, передачи власти от центра в регионы. Но этим движением уже руководила политическая оппозиция. В конечном итоге, оранжевые события получили моральное поражение. Лидеры — представители большого капитала — поделили полномочия. Был лишь внешний результат — один строй заменили другим. Но сама жизнь не испытала серьезных изменений. Вывод: нужно менять не президентов, а систему социально-экономических и политических отношений. Избирать не царя, а брать власть в свои руки. Следующий этап украинской революции будет именно гражданский.
Подбивая итоги первого года президентства Виктора Януковича, эксперты указывают на пассивность общества. Так ли это?
— Эксперты недооценивают людей. Гражданское общество собственно и зародилось в 2001 году из акции "Украина без Кучмы". Студенты в прошлом году добились отмены постановления о платных услугах в университетах, фактически заблокировали закон о высшем образовании. Разве это не свидетельство живого гражданского общества? Конечно, есть определенный пессимизм относительно движений рабочих. Наемные работники сейчас не готовы выдвинуть существенные социальные требования.
Возможна ли новая революция?
— Через два-три года очень многое может измениться в Украине. Изменения к Конституции или принятие новой — это непростой процесс. Каждый президент хочет вернуть себе больше полномочий. Этого хотел и Виктор Ющенко. У него был готовый вариант так называемой "народной" Конституции, но не хватило срока, чтобы внедрить его в жизнь. Теперешняя власть хочет суперпрезидентской республики и перераспределения полномочий. Если общество готово к переменам, любая несправедливость выведет его из равновесия. Но тогда людям следует думать не о том, кому отдать политический руль, а самим создавать советы на местах и перебирать власть.
Комментарии
29