Украинское общество таки изменилось. Панические прогнозы тех, кто предсказывал повторение грязи, давления и фальсификаций 2004 года, не сбылись. Кампания не сопровождалась массированным выбросом компромата и разжиганием ксенофобских настроений. Конечно, хватало проблем на участках. Однако они были связаны преимущественно с низким качеством избирательных списков. И это не изменится, пока у нас не появится единый реестр избирателей. А главной интригой дня 30 сентября стало объявление в 22.00 результатов экзит-полов. Вот тут и начались неожиданности.
Партия регионов не только не "упала" в результате общего недовольства ростом цен, а даже несколько улучшила свой показатель полуторагодовалой давности. Невзирая на сомнения экспертов, барьер уверенно преодолели коммунисты и блок Литвина. И потому БЮТ и "Наша Украина" — "Народная самооборона" должны были бы оказаться в меньшинстве.
Однако этого не случилось по причине фантастически высокого показателя Блока Юлии Тимошенко. Причем улучшение результата "воинов света" на 9% по сравнению с весной 2006-го не объясняется простым перераспределением голосов в рамках прежнего "оранжевого" лагеря. Суперактивная и грамотно построенная, обозначенная наибольшей изобретательностью и в то же время самым циничным популизмом кампания Юлии Тимошенко позволила ее силе существенно улучшить показатель в ряде традиционно "бело-голубых" регионов: в Харьковщине, Днепропетровщине, Херсонщине.
Следовательно, лидеры БЮТ в послевыборную ночь имели все основания торжествовать. Вместо этого в штабе их "заядлых друзей" из НУ– НС особой радости после объявления результатов экзит-полов не было. А напрасно. Ведь после б ездарно проведенной кампании НУ– НС вполне мог "упасть" и ниже 10%. Пропрезидентский блок существенно уступил БЮТу везде — даже на Виктора Ющенко родной Сумщине. Выиграла "Наша Украина" — "Народная самооборона" только на жестко контролированном председателем Секретариата президента Виктором Балогой Закарпатье.
И только отчаянное прямое вмешательство Ющенко в агитацию позволило его силе удержаться на прошлогоднем, тоже не слишком впечатляющем показателе. Однако это же вмешательство нанесло президенту удар, последствия которого еще только предстоит осознать. Ведь тем самым глава государства прямо отождествил невысокий рейтинг НУ-НС с собственным рейтингом. Этим он не только резко ухудшил свои шансы на президентских выборах 2010 года, но и ослабил переговорные позиции в ближайшей перспективе.
Напротив, Партия регионов шла к финишу с уверенностью и грацией хорошо раскочегаренного паровоза. Правда, недели за четыре до выборов начало казаться, что для победного финиша может не хватить топлива. Главной темой стало провозглашение кампании относительно референдума по поводу "вечных" тем — НАТО и русского языка. Впрочем, вели ее без прежнего упорства, явно для отвода глаз. Потом появилось сообщение об отстранении Пола Манафорта, который на протяжении последних полутора лет не без успеха пытался придать "донецким" имиджа силы "с человеческим лицом". Но в конечном итоге Партия регионов сумела сделать то, что до сих пор оказывалось не под силу ни одной отечественной "властной партии": не только не потерять, но и даже нарастить симпатии избирателей. И однако эта победа была фактически нивелирована стремительным финишным спуртом БЮТа.
"Регионалы" сделали то, что до сих пор не удавалось ни одной отечественной " властной партии"
Уверенно преодолели барьер коммунисты и Блок Литвина. Первые "сели" на свой традиционный электорат — ортодоксальных пенсионеров. А Литвин удачно разыграл карту разочарования части интеллигенции и чиновничества всеми основными политическими силами.
И очень близкими к прохождению оказались социалисты. Интригой двух послевыборных суток стала слежка за показателем СПУ, который колебался на сайте ЦИК вокруг отметки 3%. Однако когда все голоса в Мариуполе, где "розовый олигарх" Владимир Бойко обеспечил почти единодушное волеизъявление работников своего комбината имени Ильича, были посчитаны, стало понятно: больше социалистам надеяться не на что. Ведь традиционные избиратели на Подолье и Полтавщине так и не простили партии Мороза внезапной смены ориентации в июле 2006-го.
И никаких шансов не имели радикалы — ни Прогрессивная социалистическая партия Наталии Витренко, ни "Свобода" Олега Тягнибока. Потенциальные избиратели Витренко на Юге и Востоке решили не рисковать и проголосовали кто за Симоненко, кто за Януковича. А националисты в Галичине по тем же соображениям поддержали кто БЮТ, кто НУ– НС.
Следовательно, в новом парламенте большинство где-то в 230 голосов окажется у Блока Юлии Тимошенко и "Нашей Украины" — "Народной самообороны". Этого достаточно для функционирования правительства в любом стабильном демократическом государстве. Но не в Украине.
Причем речь идет не только о возможности перекупа депутатов. Оружие, которым оппозиция "убила" парламент пятого созыва, теперь может обратиться против нее. Достаточно избранным "регионалам" не принести присяги — и Верховная Рада шестого созыва умрет, не родившись. А правительство Януковича дальше будет исполнять свои обязанности.
Конечно, до сих пор циркулируют разговоры о возможности формирования "широкой" коалиции НУ– НС с Партией регионов. Если бы Тимошенко не финишировала настолько блестяще, и если бы у Блока Литвина действительно оказалась бы "золотая акция", вероятность создания такого объединения была бы, очевидно, высокой. Однако при реальных результатах выборов Секретариат президента, с уровнем поддержки в 14%, очевидно, не возьмет на себя ответственность за разрушение возможной "демократической" коалиции.
Это же обстоятельство перечеркивает и надежды Литвина на заметную роль в новой власти. Для коалиции БЮТ — НУ– НС он будет не слишком существенным довеском. Так как не обеспечит правительству запаса самостоятельности, для чего нужно 300 голосов. А "широкая" коалиция, в которой Литвин мог бы реально претендовать на роль спикера, вряд ли состоится по вышеупомянутым причинам.
Следовательно, договариваться с Партией регионов придется уже Юлии Тимошенко. Договариваться как минимум о распределении парламентских должностей и о креслах губернаторов на Востоке и Юге, а также о разделении лакомых кусков в экономике. Потому что иначе ее правительство просто не будет сформировано. А какой будет его судьба в дальнейшем — сказать тяжело.
Тяжело по той причине, что модели административной, коммунальной, территориальной, судебной, налоговой и других очень необходимых реформ нужно будет, невзирая на все правильные лозунги из "Украинского прорыва", разрабатывать почти с чистого листа. Единственное, что сможет сделать правительство Тимошенко почти наверное — это наконец решительно убрать многочисленные памятники Ленину и "тоталитарные" названия, подать заявку в НАТО и четко объявить о выведении Черноморского флота России из Севастополя в 2017 году. Ведь избиратели дали ему мандат и на это. Только хватит ли политической воли у новой власти?
Комментарии