Одни не могут отказаться от празднования 23 февраля. Для других - этот праздник неприемлем. Просто привязанность к совку ничего не объясняет. Все сложнее.
У всех первобытных племен в истории человечества существовала процедура инициации. Это испытание, которое проходил молодой человек, чтобы стать взрослым. Оно бывало адекватно по силе переживаний смерти и новому рождению. Всегда связано с принесенной жертвой. Кто не проходил испытание, оставался социально неполноценным.
Современное человечество избавилось от архаичных ритуалов. Но потребность в инициации осталась — социальная и психологическая. Для советских ребят ею стала служба в армии. Она была источником необычных впечатлений и эмоций, всю жизнь остается ключевой точкой сознания. Поэтому много наших сограждан ментально привязаны к службе в советской армии. Даже если ненавидят совок и "русский мир" во всех проявлениях. Праздник 23 февраля связан для них с вечной ценностью инициации.
Но все это не касается тех, кто прошел повторную инициацию. С одними людьми это произошло на Майдане. С другими — на фронте российско-украинской войны или в волонтерском движении.
Вторая инициация, часто уже в зрелом возрасте, сильнее первой и просто вытесняет ее из сознания.
Для этих людей важны даты войны и Майдана, подсознание воспринимает их как даты инициации. Старый хлам уступает место новым сильным эмоциям, которые для человека значат принесенную жертву, пройденное испытание, обретение социальных прав взрослого — сознательного гражданина.
Инициация является не просто принесенной, но и принятой обществом жертвой. Поэтому попытки пересмотреть наследство Майдана будут встречать невероятное сопротивление. С теми, кто прошел вторую инициацию, уже ничего нельзя сделать, чтобы заставить их забыть это. Отказаться от Майдана равноценно отказаться от себя в роли взрослого. А это неприемлемо, невозможно, нереально.
Комментарии