Ексклюзивы
пятница, 22 марта 2019 07:45

Быстрого вступления в НАТО не бывает

 

Низкие тарифы и налоги, большие зарплаты, пенсии и выплаты на детей - предвыборная президентская кампания полна щедрыми социально-экономическими обещаниями. Однако все это не имеет прямого отношения к полномочиям главы государства. В отличие от внешней политики и безопасности.

О них говорят значительно меньше, однако именно этим в первую очередь будет заниматься следующий президент. И обязательно столкнется с большими проблемами. Что-то не было решено за пять предыдущих лет, где-то появятся новые вызовы.

Послереволюционным приоритетом внешней политики были дипломатические усилия по мирному урегулированию на Донбассе и страхованию Украины от возможной дальнейшей российской агрессии.

Еще перед выборами 2014 года Петр Порошенко обещал договориться с Западом о новом формате в сфере безопасности, который давал бы Украине определенные гарантии. Ей это действительно нужно, как воздух. Однако более или менее надежный щит в течение пяти лет так и не был создан.

Единственной защитой можно считать экономические санкции США и Евросоюза против России. Точнее - их вероятное усиление в случае, если Кремль пересечет красную линию. Но несмотря на громкие восхваления якобы созданием "международной коалиции" в поддержку Украины, Киев не влияет на санкционную политику Запада. И защита от санкций довольно смутная.

Во-первых, неизвестно, действительно ли это остановит в случае чего Россию. Во-вторых, санкции со стороны Евросоюза находятся под постоянной угрозой ослабления из-за пророссийских настроений в ряде стран-членов. В-третьих, существенной проблемой являются Минские договоренности - именно за их невыполнение Запад налагает санкции на Россию. Однако если Кремль выполнит первые пункты минского "комплекса мероприятий" и остановит военную эскалацию, мяч окажется на стороне Украины. И Киев будет выполнять политическую часть Минских соглашений - фактически, соглашаться на российский вариант "реинтеграции" оккупированных территорий. Если же нет, то это может стать основанием для снятия с России санкций или существенного их ослабления.

Показательно, что в избирательной программе действующего президента о Минских договоренностях нет ни слова - хотя он их соархитектор и неоднократно этот "мирный план" вменял себе в заслугу. Зато необходимость выполнения оговоренного отмечают пророссийские Юрий Бойко и Александр Вилкул.

Между тем угрозы безопасности для Украины очевидно будут усиливаться.

Например, после завершения строительства газопроводов Северный поток-2 и Турецкий поток. Зависимость России от Украины в транзите энергоносителей в Европу может уменьшиться или даже исчезнуть. Тогда исчезнет еще один предохранитель от масштабной российской агрессии.

Неизвестно также, как изменится ситуация в Евросоюзе после выборов в Европарламент, которые состоятся в мае. Вполне вероятно, к худшему для Украины.

Ни один из ведущих кандидатов в президенты не формулирует некую реалистичную идею обеспечения или по крайней мере усиления безопасности Украины и урегулирования на Донбассе без ущерба для национальных интересов.

Тимошенко и Зеленский муссируют тему давно умершего Будапештского меморандума. Действующий президент снова взялся за мертворожденную идею миротворческого контингента ООН, которую нельзя воплотить без согласия России и в ее интересах.

Понятно, что для Украины единственной настоящей защитой от российской агрессии могло бы быть членство в НАТО. Но это нереально - сколько Порошенко не пытался бы рисовать видимость быстрого вступления в альянс и свою якобы решающую роль в этом.

Во-первых, присоединение к НАТО невозможно в условиях российской агрессии и аннексии Крыма. У альянса есть требование об отсутствии у претендентов территориальных споров с другими странами.

Во-вторых, даже без этого у НАТО не было согласия на вступление Украины - поэтому ей до сих пор не дали план действий по приобретению членства. Соответственно, предвыборное обещание Порошенко получить ПДЧ в 2023 году вилами по воде писано. В-третьих, быстрыхого вступления в НАТО не бывает. Процесс может занять 10 или более лет от его официального начала.

Итак, что может быть заменителем членства в НАТО для Украины в условиях войны с Россией? Это вопрос номер один для украинской внешней политики. Ответ очевиден - двусторонние договоренности с США.

Ранее украинская дипломатия пыталась получить от Вашингтона статус "основного союзника вне НАТО". Некоторое время в 2014-м это казалось близкой перспективой - однако окончательно убедить администрацию Обамы Киев не смог.

Получение статуса было бы важным, однако не означало возможное покровительство США в конфликте с Россией. "Основные союзники вне НАТО" - полтора десятка стран, каждая по своим соображениям. Хотя этот статус мог бы означать, например, большую американскую военную помощь.

Реальной защитой стало бы двустороннее оборонное соглашение или соглашение в сфере политики безопасности Украины с США - подобное тем, которое есть у Штатов с Японией и Южной Кореей. Те документы содержат положения, подобные 5-й статье Североатлантического договора: нападение на одну из сторон считается нападением на обе. Соглашения США с Японией и Кореей предусматривают размещение американских баз на их территориях.

Достижение с американцами таких договоренностей выглядит сложной задачей с большим количеством влияющих на это факторов. Однако другого инструмента гарантий безопасности для Украины не видно.

В марте 2017 года Верховная Рада обратилась к Конгрессу США с призывом, среди прочего, заключить между странами оборонительное соглашение. Естественно, никакого эффекта то парламентское постановление не имело и иметь не могло - ведь это дело президента и дипломатии. В то же время о других попытках Киева достичь с американцами подобных договоренностей неизвестно.

Отношения с Евросоюзом - еще одно магистральное направление внешней политики. Кроме измерения безопасности - санкций против России - они связаны с развитием. Собственно, ради улучшения качества жизни украинцев подписали Соглашение об ассоциации с ЕС.

Ассоциация предполагает внутренние реформы и приближение к стандартам Евросоюза, тогда как дипломатия должна обеспечить лучший для Украины формат евроинтеграции. Таким на сегодняшний день считается вступление в ЕС - его так или иначе поддерживает большинство общества и нынешние ведущие кандидаты в президенты.

Однако похоже, что в течение пяти лет позиции и перспективы Украины в этом не только не укрепились, но и ослабли. Хотя начиналось все оптимистично.

3 марта 2014-го года Совет министров иностранных дел Евросоюза принял очередные "выводы" о ситуации в Украине. Документ был полон солидарности. Среди прочего содержал лаконичную, но весомую фразу: "Соглашение (об ассоциации) не является конечной целью отношений между ЕС и Украиной". Это был четкий и редкий дипломатический сигнал о возможности членства в Евросоюзе.

Вскоре подписали Соглашение об ассоциации, большая его часть действующая еще с начала 2016 года.

Но сейчас Евросоюз всячески избегает даже упоминаний о перспективах членства для Украины. Радужные планы Порошенко о подаче заявки на вступление в 2023-ем выглядят авантюрой, которая не принесет пользы и не приблизит Украину к цели.

Проблема в значительной степени лежит в самом Союзе. Вместе с тем при определении будущего отношений с ЕС огромным препятствием является ситуация внутри страны.

- Нет смысла бороться за тело Украины, когда она губит свою душу коррупцией, - заявлял предыдущий госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Саботаж реформ и масштабное взяточничество действительно ослабляют внешнеполитические возможности Украины и ставят под еще большую угрозу ее безопасность.

Сложно представить, как президент Порошенко может просить у тех же США оружие или военное соглашение, когда его близкие соратники и собственное предприятие замешаны в шокирующих коррупционных сделках в армейской сфере.

Киев вряд ли сможет получить перспективы членства в Евросоюзе или другие привлекательные для себя форматы отношений с ним, если и дальше будет сабботировать выполнение Соглашения об ассоциации или нарушать его.

Среди прочего, из-за коррупции и отсутствия политической воли в реформировании Украины в течение пяти последних лет потеряла более 10 млрд долларов льготных кредитов от ЕС и МВФ. В конце прошлого года оказалась перед угрозой дефолта, и теперь вынуждена брать "дорогие" деньги на других рынках заимствований.

Этот неприглядный багаж из коррупции, засилья олигархов, проблем с верховенством права перейдет новому президенту. Он будет одним из крупнейших вызовов и для внешней политики и безопасности - наряду с вопросами дипломатии, реформирования и укрепления армии и других государственных институтов.

Сейчас вы читаете новость «Быстрого вступления в НАТО не бывает». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть