Субсидии - вынужденная необходимость, с которой привыкло мириться украинское общество. То, что предполагалось как краткосрочное мероприятие для поддержания малоимущих граждан в условиях повышения коммунальных тарифов, превращается в общий феномен. И начинает определять социальное лицо общества.
Нынешняя практика субсидирования разлагает общество изнутри. Чтобы получать субсидию, ты должен иметь доход ниже определенного предела. Если будешь получать больше - и за коммуналку не сможешь заплатить, и прожить нормально. Это создает ситуацию, в которой социальный паразитизм - наиболее рациональна стратегия выживания. Зачем устраиваться на работу, если это лишь приведет к потере субсидий?
Это способствует закреплению "теневого рынка труда" как нормы. Если трудоустраиваться - то на минимальные ставки. Не трудно допустить, какие это может иметь негативные последствия для общества. В частности, в плане налогообложения. Психологически это приучает граждан к пассивности, безынициативности, отсутствию беспокойства о собственном будущем.
Здесь вариантов может быть лишь два. Во-первых, повышение доходов граждан. При чем - радикальное. Изменение всей системы оплаты труда, отказ от советских "тарифных сеток" и других принципов. Это тоже сразу не состоится, ведь зарплаты на производстве имеют связь с производительностью труда. Но в конечном итоге это случится, потому что времена дешевой рабочей силы в Украине проходят. А Польша и Чехия все сильнее манят украинских рабочих своими зарплатами.
Но уже можно решить хотя бы одну задачу. Не допустить дальнейшего галопирующего роста тарифов. Он неминуемо приведет к расползанию язвы субсидии.
Цена на газ для населения может вырасти на 60-70%, сообщил глава Нацкомиссии по государственной регуляции в сфере энергетики и коммунальных услуг Дмитрий Вовк. А это уже - серьезно. Если это случится, мы можем перейти "точку невозвращения".
Откуда берется эта цена? К рыночной цене в сфере газоснабжения всегда добавляется в украинских реалиях коррупционная составляющая. Классическая схема так называемого балансирования газа.
Национальная компания "Нафтогаз Украины" по контрактам с предприятиями теплокоммунэнерго должна поставить им газ по цене 5 930,4 грн за тыс. куб. Факт поставки подтверждает лишь подписанный обеими сторонами акт приема-передачи. При этом тарифы на тепло рассчитаны исходя из того, что цена газа для тепла и горячей воды составляет именно 5 930,4 грн за тыс. куб. Меняется цена - должен меняться тариф. Но как может измениться фиксированная цена? Просто. Например, теплокоммунэнерго получает газ, подписывает акт его приема-передачи с ценой 5 930,4 грн за тыс. куб. и передает документ на подпись в "Нафтогаз". Но в правовых нормах ничего не указано, что делать, если "Нафтогаз" не подпишет этот документ. Но после этого потребленный теплокоммунэнерго газ "зависает", потому что нет документального подтверждения, кто же его поставил и кому. А если "газа нет", то его надо "получить", не так ли? Поэтому оператор газотранспортной системы "Укртрансгаз" спешит задокументировать "зависший" газ как небаланс. Чтобы закрыть "небаланс", он начинает "балансирование". Это - докупание "небалансного газа" "Укртрансгазом" по рыночной цене.
В 2016-ом дыру небаланса по теплокоммунэнерго закрыли топливом, купленным у "Нафтогаза" по цене 9 557 грн за тыс. куб. В апреле 2018 года - 10 614 грн за тыс. куб. Впоследствии "Укртрансгаз" выставляет счета за оплату балансирования не только с рыночной ценой, но и с коэффициентами от 1,2 до 2. После чего стоимость газа для теплокоммунэнерго вырастает в три раза по сравнению с указанной в контрактах с "Нафтогазом". Вот вам и основание для повышения.
Нас готовят, что нашествие субсидий будет разрастаться и дальше. На практике это будет означать увеличение нагрузки на тех, кто работает официально и легально. Как следствие: переход большинства граждан на нелегальное положение, дальнейшая маргинализация общества.
Нам надо сдержать разрастание субсидий хотя бы сейчас. А сделать это можно лишь противодействием теневым схемам в газовой сфере.
Комментарии