Кабинет министров и Фонд госимущества согласовали проведение нового конкурса по продаже Одесского припортового завода. Он состоится в начале ноября этого года. Стартовую цену на аукционе снизят в 3,5 раза — до $150 млн. За весомый вклад в падение стоимости нужно сказать отдельное "спасибо" губернатору Одесчины Михеилу Саакашвили и его соратникам в Национальном антикоррупционном бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуре.
Попробуем разобраться, что выгоднее для государства — продать ОПЗ или оставить в госсобственности?
"За" приватизацию
От продажи государственных акций завода деньги получит украинский бюджет. Но если сначала планировали продать предприятие за $500 млн, то он недополучит такие нужные Украине $350 млн.
В руках частного владельца завод будет иметь значительно больше возможностей для развития. Ведь государство — не лучший управленец. Более того, частный владелец устранит дестабилизацию работы ОПЗ, вызванную борьбой провластных групп за контроль над ним. Разве что Саакашвили как глава области, где находится предприятие, найдет "рычаги влияния" на нового владельца. Учитывая целенаправленную работу губернатора и его товарищей из НАБУ и САП на снижение стоимости завода, очевидно, что он имеет "партнера". И если тому удастся выиграть аукцион и перебить цену других желающих, рассуждать о "добросовестности" нового владельца будет сложно.
Основное сырье производства продукции ОПЗ — природный газ. Из-за скандалов вокруг Одесского припортового газ для завода поставляет национальная акционерная компания "Нефтегаз". Его цена высоковата для ОПЗ и убыточна для производства.
Ситуация на мировом рынке минудобрений сейчас наихудшая за последнее десятилетие. Имеем низкие цены на продукцию в мире и высокие — на сырье в Украине. Сегодня себестоимость продукции превышает цену реализации. И при поставках газа по цене "Нефтегаза" предприятие будет оставаться убыточным.
Все эти риски сейчас несет государство. В случае продажи завода их возьмет на себя частный владелец. Он сможет сбалансировать производственный процесс и обеспечить предприятие газом по приемлемой цене. В итоге, уберечь ОПЗ от убытков и банкротства. Ведь прибыльное предприятие — это личный интерес владельца. К сожалению, объективно — у владельца-государства таких возможностей нет. В Фонде госимущества заявляют: если не продать ОПЗ уже этой осенью, он обанкротится и остановится.
Завод имеет около $285 млн задолженности. $250 млн из них — за поставку газа перед "ДФ Групп" Дмитрия Фирташа. Невзирая на сомнительность происхождения долга, он есть, и его нужно вернуть. При нынешних обстоятельствах сделать это ОПЗ не в состоянии. При этом пеня и штрафы растут.
К тому же есть спор с Укртрансгазом на 430 млн грн. В случае приватизации проблема долгов перейдет к новому владельцу и не будет лежать на плечах государства.
"Против" приватизации
Одесский припортовый — это стратегическое предприятие государственного сектора экономики, лидер химической промышленности страны. При лучших экономических условиях в Украине и мире, на рынке минеральных удобрений, имея возможность покупать газ по выгодной цене и при отсутствии искусственных скандалов при участии силовых структур, завод мог бы быть прибыльным и наполнять госбюджет. Ведь в прошлом году — в первый раз за несколько лет — нам удалось вывести ОПЗ на прибыль в 218 млн грн.
По моему мнению, Одесский припортовый завод нужно продавать, но с другими инвестиционными обязательствами. И намного дороже. Мои оценки — примерно за $1 млрд. Заметная разница, не так ли — $150 млн и $1 млрд?
Николай ЩУРИКОВ, первый заместитель директора Одесского припортового завода, сайт ЛИГА.net
Комментарии