Ексклюзивы
вторник, 29 января 2008 14:36

"Старшим, чем 26 лет, не стоит рассчитывать на льготные жилищные кредиты"

  Юрий Гаврилечко: ”Выплаты и усиление финансовой базы социальной защиты присущи предвыборным, а не правительственным программам”
Юрий Гаврилечко: ”Выплаты и усиление финансовой базы социальной защиты присущи предвыборным, а не правительственным программам”

Руководитель департамента социальных исследований Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко, 31 год, считает плохим способ, которым возвращают вклады Сбербанка.


Чем отличается эта программа правительства от предыдущих?

— В программе "Украинский прорыв" впервые в практике реализации социальных программ применен приоритетный подход вместо общепринятого в мире системного. То есть финансирование за счет бюджета определенных групп населения: сирот, лишенных родительской опеки детей, молодежи, многодетных семей, инвалидов. Такая политика приводит к тому, что граждане становятся клиентами государства. Не заложены стимулирующие механизмы привлечения социально ущемленных категорий к экономической активности, стимулирования людей к самостоятельным действиям. Речь идет лишь о выплатах, укреплениях финансовой базы социальной защиты, то есть о повышении патернали стской роли государства. В то же время непонятно, куда исчезли из программы другие социально незащищенные категории населения.

Кого забыли?

— Например, чернобыльцев и лиц, которые возвращаются из мест лишения свободы. Выделение одних категорий и пренебрежение интересами других разрушает логику социальной политики, которая выстраивалась на протяжении 15 лет. Скажем, в Законе Украины "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы" слова "гарантированной выплатой стипендии, повышенной на 100 процентов" заменили словами "выплатой повышенной стипендии в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины". Таких примеров в бюджете-2008 много, и не только по "чернобыльским" выплатам. То есть Кабмин будет решать, есть на эти программы деньги или нет. Понятно, что это попытка выполнить решение Конституционного суда Украины относительно социальных гарантий граждан. Из соображений потребности экономии денег путь логичный, но вопрос — насколько честный.

Пенсии в этом году обещают повысить на 35 процентов. За счет чего?

— Предусмотрено увеличение веса одного года стажа до 1,2 процента с января по сентябрь, а с октября — до 1,35 процента. С одной стороны — это правильное и позитивное решение. С другой — нечетко определено, за счет чего возможно подобное увеличение. В бюджете заложены дополнительные трансферты Пенсионному фонду на сумму 9,9 миллиардов гривен. Следует напомнить, что одним из условий внедрения запланированной на 2009 год накопительной пенсионной системы есть бездефицитность бюджета ПФ. За счет чего это будет достигнуто, если уже заложены дотации? В программе лишь записано: увеличение поступлений в ПФ состоится за счет детенизации выплаты зарплат. Но механизма нет, даже планов его разработки.

Что обещает "Украинский прорыв" молодежи?

— Урезание молодежного возраста. В настоящее время молодым человеком считается гражданин до 35 лет. Правительство хочет изменить возрастные рамки: 18–26 лет. А значит, что количество молодых людей, которым собирается помогать правительство Тимошенко, уменьшится вдвое. Соответственно и расходов в поддержку украинской молодежи будет вполовину меньше. Опять же: с точки зрения экономии бюджета это нормально. Но тем, кому за 26, уже не стоит рассчитывать на "молодежные" льготные кредиты на квартиру.

Какие нововведения относительно нормативных документов есть в "Украинском прорыве"?

— Например, внедряется абсолютно новый термин — "минимальный стандарт социальных услуг". Что под этим имеется в виду, неизвестно. Минимальным может быть прожиточный минимум, а не стандарт.

По состоянию на декабрь прошлого года зарегистрировано 642 тысячи безработных

Еще один новый термин — "заведение социального направления". Например, предлагается перевести интернаты с бюджетного финансирования и сделать их коммунальными предприятиями со статусом неприбыльной организации. Следовательно, заставить выходить на конкурсы для получения бюджетных средств. Кто-то выигрывает такой тендер, а остальные? Им придется искать спонсора или благотворителя, чтобы выжить. Но это нереально.

Предлагается также ввести дифференцированные размеры минимальных зарплат для разных категорий работников по видам экономической деятельности: целых четырнадцать! Трудно представить, как будет меняться наше социальное законодательство с введением стольких минимальных зарплат, каждая из которых должна быть не меньше, чем прожиточный минимум. И как это будет согласовываться с внедрением почасовой оплаты труда.

Стоит ли переходить от системы льгот к адресной социальной помощи?

— Это нормальная практика, позитивная. Но в программе не написано, какие льготы и чем будут заменяться, и какой категории населения это коснется. Вообще, в программе не отмечены четкие сроки выполнения ни одной предложенной социальной инициативы, кроме выплат долга по обесцененным сбережениям вкладчикам Сбербанка.

А что с занятостью населения?

— Опять собираются создавать миллион рабочих мест в год. По данным Госкомстата, по состоянию на декабрь прошлого года зарегистрированы 642 тысячи безработных. Ежегодно достигают работоспособного возраста около 400 тысяч. Если в первый год работы правительство Тимошенко трудоустроит всех безработных и "пионеров" рынка труда, то что делать потом? Зачем нам еще миллион рабочих мест? Кстати, на данный момент средняя стоимость создания одного — 20 тысяч гривен. Поэтому для миллиона нужно 20 миллиардов. В госбюджете такой суммы не предусмотрено.

И еще. Внедрение льготных условий и освобождение от оплаты обучения в вузах детей из многодетных семей никак не соотносится с реальными потребностями рынка труда. Сегодня он не имеет проблем с дипломированными специалистами — не хватает квалифицированных рабочих. Почему тем детям не овладеть этими профессиями? Уровень оплаты труда квалифицированных рабочих никак не ниже уровня оплаты труда дипломированных специалистов, а в некоторых отраслях и выше.

Как оцениваете выплаты вкладов Сбербанка?

— Выплаты — хорошо, а способ, которым они происходят, — плохо. В программе записано, что все сбережения будут возвращены вкладчикам за два года. Опять же, непонятно за счет чего. Предусмотрено, что в этом году шесть миллиардов гривен будет выплачено из бюджета, два миллиарда пойдут взаимозачетом на безналичную оплату жилищно-коммунальных услуг. А вот 12 миллиардов правительство планирует получить от дополнительных, внеплановых поступлений от приватизации, при этом от плановой — порядка 8,7 миллиарда. Возникает вопрос: как внеплановые средства могут в полтора раза превышать плановые? Задолженность по вкладам Сбербанка можно сравнить с суммой, полученной от приватизации "Криворожстали". Но сегодня, похоже, нечего за столько продать. А если есть, то почему эти объекты не вошли в "плановые"? Вопросов больше, чем ответов.

Сейчас вы читаете новость «"Старшим, чем 26 лет, не стоит рассчитывать на льготные жилищные кредиты"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть