Историк культуры Вадим Скуративский, 65 лет, знает, в чем главная причина нынешнего политического кризиса, и сомневается, что лидеры ведущих политических сил способны договориться.
Какое впечатление на вас произвел общенациональный круглый стол?
— Как историку мне очень нравится поведение нашего президента. Он абсолютный двойник Александра Федоровича Керенского — либерального российского премьера перед приходом большевиков. Керенский тоже пытался всех уговорить, но время было очень неблагоприятное для такого поведения.
А Виктор Ющенко прав абсолютно. Если не прекратить нынешний кризис, то он может перерасти в гражданскую войну. Но здесь есть один деликатный и, по моему мнению, ключевой момент.
В чем он заключается?
— Юлия Тимошенко правильно сказала об этом круглом столе: "А с кем вы собираетесь договариваться? С людьми, которые ведут страну к гражданскому конфликту?" И в самом деле: наш президент уговаривает людей, которые сознательно создают кризис и ведут дело к гражданскому конфликту.
Неужели нет выхода из этого кризиса?
— Такой политической коллизии в двадцатом веке не было. У нас по сути государственный переворот в пределах парламента.
Юлия Тимошенко считает выходом из этой ситуации роспуск парламента. Но социологи заверяют, что результаты перевыборов будут теми же, что и 26 марта.
За универсалом не стоит мощный национально сознательный капитал
Зато те, кого выберут, не будут вести себя так агрессивно, как сейчас. Потому что поведение того же депутата-"регионала" Калашникова — это не просто политическое хулиганство. Тот негодяй в парламенте угрожал Лесю Танюку ножом. И это лишь маленький штрих к тому, что происходит в стране. А происходит, по моему мнению, грандиозная катастрофа. Оранжевые ничего не сделали, чтобы не допустить повторения ситуации 2004 года, да еще и в более страшной версии.
Какой вывод вы сделали об участниках круглого стола?
— Мы увидели интеллектуальный, политический и мировоззренческий уровень этой компании. Ну, единственный нормальный там персонаж, как по мне, это президент. Он действительно на две головы выше других участников круглого стола. Но что мне, гражданину, с того? Возможно, Виктор Андреевич хотел продемонстрировать, за кого народ проголосовал. Возможно, он, как в свое время Керенский, пытался уговорить этих людей.
Но мы видим, что они родом из прошлого, из советского тоталитаризма. Они никогда никого не слушали, ни с кем не договаривались.
Кто вам еще понравился из участников круглого стола?
— Только президент.
Способна ли идея подписания универсала помочь найти компромисс между президентом и "антикризисной" коалицией?
— Ну как можно договориться о каких-то общегосударственных, цивилизационных принципах перестройки Украины с Ринатом Ахметовым, который знает только динамику наращивания своего капитала? Все остальное его не интересует. А как можно договориться с коммунистами?
Консенсус — это хорошо, но над ним нужно было работать в 90-х годах. Когда юго-восточный украинский капитал еще окончательно не стал на ноги. И нужно было его каким-то образом цивилизовать, ввести в нормальное государственническое русло.
Что помешало это сделать?
— Кучмовский режим позволил этому капиталу развиваться абсолютно самоуправно. Теперь он пришел в Киев. И что ему здесь противопоставят? Риторику Западной Украины, национальную идею? Она состоит из очень хороших гуманитарных постулатов. Тот универсал — это в сущности выразитель национальной идеи. Но за ним, к сожалению, не стоит мощный национально сознательный капитал.
Дееспособен ли вероятный союз"Нашей Украины" с Партией регионов?
— Я не верю в успешность такого союза. Даже если он состоится, то рано или поздно закончится огромным скандалом. Я считаю, что случилась катастрофа. Мне говорят, что во всем виноват Александр Мороз. Ну так что, вы не знали, кто такой Мороз?
И кто он?
— Помню, как в 1995 году он выступал на митинге возле памятника Ленину на Бессарабке. Там стояли сто бабушек с портретами Сталина. И он так сдержанно смотрел на портреты политика, который убил больше всего депутатов за всю историю мирового парламентаризма. Да еще и наибольшее количество социалистов. А Мороз спокойно себе выступал перед теми бабушками. Ну хотя бы намекнул на то, что мы будем искать какие-то другие портреты.
Мороз — это украинский Хасбулатов, который хочет конфликта с президентом
И сейчас становится очевидным, что политическую реформу он делал в первую очередь для себя. Как по мне, это украинский Руслан Хасбулатов, который хочет конфликта с президентом.
Видите какие-то аналогии с 1993-м годом в России?
— Абсолютно. С поправкой на одно обстоятельство. Я не вижу людей, которые ринутся на защиту этого парламента. Но так же не думаю, что у украинского президента найдутся преданные бойцы для штурма Верховной Рады. Ельцинское войско выполнило приказ своего президента. А мы не знаем, какая ситуация в нашем офицерском корпусе. И не расколется ли он по политическим взглядам, если нужно будет выполнить приказ президента и обеспечить соблюдение его конституционного права на роспуск парламента.
Говорят, что этот круглый стол ознаменовал собой завершение оранжевой эпохи. Вы согласны с этим?
— Для меня состоялся полный провал оранжевых, всех без исключения. Разве что президент не как оранжевый, а как институция еще остается. Относительно Юлии Тимошенко, то ее сначала соблазнили, а затем обманули. Я думал, что она более проницательный политик. Она же должна была видеть, кто такой Мороз. А не быть с ним в союзе во время переговоров относительно создания коалиции демократических сил.
Комментарии
8