пятница, 15 апреля 2011 07:15

Специалисты назвали правительственные новшествая поверхностны и несистемны.

Автор: фото с сайта WWW.focus.ua
 

Президент Виктор Янукович заявил о реформах в 21 направлении. Руководитель Центра рыночных реформ 57-летний Владимир Лановый считает, что правительственные превращения поверхностны и несистемны.

Можно ли столько реформ провести за один президентский срок?

— Если в команде каждый знает, что делать, а направления реформ не противореччат друг другу, то можно. Налоговый кодекс, пенсионный, усовершенствование трудового законодательства — эти превращения актуальны. Однако ухватиться за названия еще не значит провести реформы. Скажем, налоговая реформа не расширила базу налогообложения и не детинизовала экономику. Закон о пенсионной накопительной системе приняли в первом чтении еще несколько лет назад. Но он не оказался в центре внимания правительственных чиновников. Трудовое законодательство хотят сдвинуть в сторону подавления прав работников — увеличить время работы, продлить трудовой возраст. Это закладывает конфликт общественного развития. Во Франции пенсионный возраст 62–65 лет, но рабочая неделя 31 час. А у нас — 40 часов и это не предел. Когда же украинец должен отдыхать и развиваться?

С тех ли реформ следовало начинать?

— С точки зрения стратегического планирования это неправильно. Нужно поставить цель не просто проедать деньги, а капитализировать средства в новые отрасли и рабочие места. Должна быть четкая стратегия реформ — курс на рыночную, честную, сбалансированную систему. Программа действий по конкретным направлениям должна быть расписана по графику, по ним — контроль и ответственность.

Что еще важно знать при проведении реформ?

— Стоит понять, кто заинтересован в развитии того или иного направления, и чего хочет президент. Например, переход к пенсионной накопительной системе посредники финансового рынка воспринимают по-своему. Их интересует, как силовым методом заставить людей платить большие взносы. Но государство должны беспокоить не интересы тех, кто будет распоряжаться этими средствами, а как легализовать зарплату, развивать пенсионную систему. Законопроекты, касающиеся широкой общественности, у нас чаще всего откладывают. Нет инициатора, лоббиста, который бы проталкивал их.

В правительстве не хватает авторитетных реформаторов?

— Правительственные чиновники действуют так, будто перед ними не страна, а бизнес-компания. Они пришли в Кабмин из промышленного бизнеса и банковского сектора, где централизованное планирование, приказ, директива. Рыночная система — это тысячи централизованных планирований, объединенные свободными и равноправными отношениями. Корпоративный опыт не подходит для государственного управления. Поэтому трудно ожидать конструктивных реформ. Содержание нововведений, квалификация действий требуют много лучшего. Можем потерять еще несколько лет.

Есть ли у власти целостное виденье реформ?

— Идеи об их направлениях заимствованы у политических конкурентов, в профессиональных кругах, у экспертов. Но нет понимания, каким механизмом их осуществить. Вот административная реформа: сначала из правительства сделали 9-голового монстра, а затем половину отрубили. Так зачем было создавать эти головы? Суть админреформы заключается в переходе государственных органов власти к управлению страной, предприятиями, регионами через рынок, а не напрямую через бизнес-интересы, создание льгот отдельным отраслям и тому подобное. Тогда и чиновники потеряют возможность брать взятки.

Централизация и концентрация власти способствую проведению реформ?

— Это не решающий фактор. Важно умение организовать и управлять. Психологически человек может контролировать от трех до 12 объектов. Поэтому не может быть 13–15 заместителей, иначе руководитель будет забывать их фамилии. Поэтому премьер должен так распределить полномочия, чтобы была адекватность между управлением и объектом. А у нас одно министерство руководит тысячей предприятий. Когда-то премьер Валерий Пустовойтенко пришел на заседание правительства с двумя чемоданами документов. Сказал, что 4 часа подписывал их. Понятно, что он не мог сделать ни одного замечания, потому что ничего даже не читал.

Что еще, кроме политической воли и денег Международного валютного фонда, нужно для реформ?

— Если мы не способны перестроить систему, чтобы она продуцировала дополнительную стоимость и увеличивала прибыли всех, кредиты не пойдут на пользу. Говорит МВФ: сделайте хоть что-то, потому что без денег милиция и армия разойдутся, государство распадется. Они с нами разговаривают, как с аборигенами. Если бы власть несла конструктивные идеи — интеграция в Европу, раскрытие рынков, повышение конкуренции, технологические инновации, то нам не предлагали бы помощь.

Сейчас вы читаете новость «Специалисты назвали правительственные новшествая поверхностны и несистемны.». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

6

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть