В понедельник на саммите Украина-Евросоюз официально объявили о завершении переговоров по Соглашению об ассоциации. Неофициально же встреча стала похоронами только что рожденного документа.
Практически готовый текст кладут в долгий ящик. Неизвестно, сколько времени соглашение там пролежит, когда его подпишут и подпишут ли вообще. Такое ощущение, что впереди в отношениях Украины и Евросоюза пустота. После более года активных переговоров, споров, визитов, уговоров и обещаний воцарится тишина. Пропала интрига, ожидание чего-то важного.
Официальная украинская пропаганда будущим значительным событием называет парафирование соглашения. То есть утверждение сторонами его текста. Это действительно может произойти где-то в конце января. Однако само по себе парафирование при теперешней ситуации не будет иметь ни практического, ни символического значения. Парафированный текст соглашения ни к чему Виктора Януковича не обязывает. Скажем, президент может в любой момент развернуться к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси.
Другог дело — подписание соглашения. После этого, согласно международному праву, стороны "обязаны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели". Но подписание кажется на сегодня нереальным. Янукович во время общей с руководителями ЕС пресс-конференции дал четко понять, что не планирует освобождать Юлию Тимошенко. Тогда представители Евросоюза отметили, что это не единственное их условие. Еще есть беспристрастное судопроизводство, свобода медиа и свобода собраний, соблюдение прав человека, честные следующие парламентские выборы и тому подобное. Поскольку Янукович не похож на склонного к самоубийству, надеяться на такие подвиги от него не стоит.
Судя по всему, Евросоюз умывает руки. Вряд ли кто-то и дальше будет уговаривать Януковича, будет пытаться повлиять на него. В конечном итоге, Европа очень неплохо живет и без Украины. Доля торговли с нами во внешнеторговом обороте ЕС — всего около 1%. Не имея среди них Украину, европейцы ничего особо не потеряют. Не стоит надеяться и на какие-то геополитические рассуждения. В Европе — прагматики, а не геополитики, у каждого из государств ЕС свои интересы. Скажем, какая разница для Кипра — будет Украина с Европой или с Россией? Геополитические рассуждения присутствуют разве что у Польши да еще нескольких исторически близких к нам государств.
Теряют рядовые украинцы. Но это если предположить, что Соглашение об ассоциации действительно стало бы инструментом влияния Европы на Януковича. А это не факт. Поэтому по большому счету ничего страшного или неожиданного позавчера не случилось. Просто похоронили соглашение, которое и так вряд ли имело шанс на жизнь.
Комментарии
2