Вице-премьер-министр по гуманитарным вопросам 59-летний Владимир Семиноженко предложил обсудить возможность создания союза трех держав — Украины, России и Беларуси. Свое предложение объяснил данными исследования Института социологии Национальной академии наук:
— Украинское общество отвечает положительно: в Центре Украины, на Востоке и на Юге, кроме западной территории, люди хотят союзного государства, — говорит вице-премьер в телеэфире программы Савика Шустера. В слове "украинское" ударение делает на втором слоге. — И верят, что это приведет к успеху страны. Потому что Украину в Европейском Союзе как минимум ближайшие 15 лет никто не ждет.
Юрий Щербак, 75 лет, экс-посол Украины в США, Канаде, Израиле:
— Союзное государство России и Беларуси разваливается на глазах. Ничего позитивного людям такая интеграция не дала. Россия стоит на пороге больших испытаний, которые угрожают ей политической целостностью и могут закончиться потерей власти для теперешней верхушки. Зачем ей сейчас демократическая Украина? Разговоры об общей реанимации промышленности — сказочки. Россия экспортирует 0,3 процента высокотехнологичной продукции. Что такой экономический партнер может дать?
Счастье Евросообщества в том, что над ним нет одного гигантского государства, которое диктует им свои условия. Есть две равновеликие силы — Франция и Германия, но они уравновешивают друг друга. Особняком стоит Великобритания — еще один гарант политической и экономической стабильности в Европе. А здесь устами украинского вице-премьера озвучивают сценарий урезанного Советского Союза, где все обязанности, прибыли и расходы будут диктовать из Кремля. Думаю, бывшие советские чиновники еще не забыли времена, как летали в Москву за каждой копейкой. Захочет ли теперешняя правящая элита становиться в жалкую позу просителей?
Слова Семиноженко выглядят, как пропагандистская утка. Нас будто умышленно приучают к мысли о неизбежности политического курса на Москву.
Анатолий Гальчинский, 74 года, доктор экономических наук:
У нас с Россией абсолютно разные экономики по структуре. Интеграция возможна не дальше зоны свободной торговли. А разговоры о Таможенном союзе — абсолютно не взвешенная позиция новой власти. Я доказывал это еще Леониду Кучме в 1994 году, когда Николай Азаров был одним из инициаторов присоединения Украины к Единому экономическому пространству — прародителю Таможенного союза. Это противоречит нашим национальным интересам. Государство может быть только в одном таможенном союзе, потому наш союз с россиянами и белорусами перечеркивает все глубокие интеграционные процессы Киева и Брюсселя.
Светлана Конончук, 40 лет, руководитель политических программ Украинского независимого центра политических исследований:
Высказывание Семиноженко прозвучало по принципу "А ну-ка, заведем козу!". И так в государстве довольно много проблем, а теперь отвлечем внимание общества на еще большую. Потом откажемся от нее и облегченно вздохнем. Это — манипуляция.
В России идут непростые процессы: политическая нестабильность, государство фактически ведет общественную войну со своими людьми. Достаточно сравнить отношение власти к правам человека там и у нас. Так зачем умножать проблемы за счет наших людей? Вместо этого власть даже не провела расчеты, не показала плюсы, которые наши граждане могли бы получить в Евросоюзе. Социальные стандарты же в действительности выше в странах ЕС.
Лесь Танюк, 71 год, режиссер:
Либерализации межгосударственных взаимоотношений в таком объединении не будет даже на уровне экономики. Правительство Николая Азарова не может сейчас похвастаться хотя бы уступками России в вопросе цены газа.
Единственное, в чем можем выиграть от такой интеграции, — разгерметизация своей культуры. В России ее сейчас знают мало, представляют однобоко, а в средствах массовой информации она получает преимущественно негативные оценки. Возможно, российская интеллигенция увидит, какая наша культура в действительности.
Ирина Бекешкина, 57 лет, научный руководитель фонда "Демократические инициативы":
Здесь есть подмена понятий, поскольку в опросах речь шла о вступлении Украины в Единое экономическое пространство с Россией и Беларусью — и никак не о союзе. Правильнее было бы ссылаться на результаты Киевского международного института социологии, который постоянно исследует вопрос "Как должны складываться отношения между Украиной и Россией?". Там 60 процентов опрошенных отдают преимущество существующим отношениям, то есть в формате разных государств с открытыми границами и возможностью свободного передвижения. Но это не единый союз. Сторонников единого союза тоже довольно много — 20 процентов. Но не 60... Большинство хочет одновременно и вступить в Евросоюз, и иметь Единое экономическое пространство с Россией и Беларусью.
Комментарии
10