В ночь на 15 ноября сотрудники Следственного комитета задержали министра экономического развития РФ 60-летнего Алексея Улюкаева. Это арест наиболее высокопоставленного чиновника в современной истории России.
Его обвиняют в получении взятки особо крупного размера. По версии следствия, Улюкаев требовал от представителя компании "Роснефть" $2 млн за положительное заключение и оценку относительно договора по приобретению государственного пакета акций компании "Башнефть".
В прошлом Алексей Улюкаев был ближайшим соратником Егора Гайдара, который проводил рыночные реформы в начале 1990-х.
— Я сразу понял, в чем дело. Это месть за сопротивление Улюкаева тому, чтобы отдать "Башнефть" Игорю Сечину (глава нефтегазовой компании "Роснефть", его считают в России вторым по влиятельности после президента Владимира Путина. — ГПУ), — говорит оппозиционный политик Владимир Милов, 44 года. — Снаряды рвались близко. За последние годы арестовали трех губернаторов.
"Год Федеральная служба безопасности прослушивает министра, готовит спецоперацию и в конечном итоге берет его на взятке в $2 млн. Кто-то верит, что за одобрение покупки одной нефтяной компанией другой дают взятки, меньше принятой в тех кругах стоимости квартиры? К реальности это не имеет никакого отношения, — пишет в блоге российский журналист 39-летний Аркадий Бабченко. — Тогда что же? Безусловно, и подковерная борьба тоже. Но и это — следствие. Главная причина — в другом. Арест Улюкаева лежит в той же плоскости, что и назначение личного охранника губернатором Калининградской области (в июле Путин сделал бывшего работника своей службы безопасности Евгения Зиничева руководителем региона. — ГПУ). Или постоянная перетасовка лиц и должностей в правительстве.
Все это значит, что авторитаризм в России минул стадию либерального лицемерия и перешел на новый уровень. Автократу не нужно больше делать вид, что он зависит от того или другого профессионала в правительстве или губернатора.
Автократия осознала себя как единственный источник власти в стране, единственный инструмент управления ею, больше не нуждающийся в посредниках или поддержке. Она перестала делать вид, что решения принимаются кем-то еще, кроме автократа. Окончательно замкнулась на себе. Следствием этого осознания и есть все эти перемещения и аресты.
Автократ безоговорочно доверяет нескольким приближенным людям. Это в первую очередь те, с кем принималось решение об аннексии Крыма. Все другие перестали иметь для него значение.
По другой логике ситуация развиваться не могла. Автократия не имеет заднего хода — будет только усиливаться. И скоро придет время и тех, кто арестовывал Улюкаева. Они так же будут растерянно "пытаться позвонить высокопоставленным покровителям", как сообщает Следственный комитет об Улюкаеве. Классическое "произошла ужасная ошибка, позвоните товарищу Сталину". А когда второй уровень будет вычищен, неизбежно наступит время и ближнего круга".
Комментарии