Из департамента специальных расследований Генпрокуратуры, который возглавляет 43-летний Сергей Горбатюк, выделили управление. Оно завершит расследование "большого дела" относительно бывшего президента Виктора Януковича и его окружения.
Речь идет о создании преступной группировки и узурпации власти, развале экономики, ослаблении обороноспособности страны, завладевании резиденцией "Межигорье". Дело должны передать в суд до конца года. В нем пять тысяч томов.
— Реорганизация департамента предопределена нежеланием Горбатюка передавать экономические дела Арбузова, Клюева, Азарова, Януковича-младшего по закону, предусмотренному путем специального заочного осуждения. Не представляю, что эти дела третий, четвертый, пятый год будут лежать в департаменте спецрасследований. Это означает одно — снятие санкций с активов Януковича и его гоп-компании, — говорит 25 октября генеральный прокурор 51-летний Юрий Луценко.
63 работниками нового управления будет руководить Дмитрий Басов, бывший заместитель Горбатюка.
В департаменте спецрасследований осталось 56 работников. Они будут расследовать преступления против Майдана. Сергей Горбатюк возглавляет подразделение с декабря 2014 года.
— Когда Луценко заходил на должность, депутаты "пакетом" внесли изменения в переходные положения Уголовно-процессуального кодекса (действуют до 15 апреля 2017 года, 12 мая этого года Верховная Рада позволила выдвигать на должность генпрокурора гражданина Украины, который не имеет высшего юридического образования, а также начинать процедуру заочного осуждения лиц, которые скрываются от суда и следствия. — ГПУ), — говорит адвокат Небесной сотни 36-летний Роман Маселко. — В Кодексе есть раздел о заочном осуждении. Но его не могли применять, потому что нужно было, чтобы человек находился в международном или межгосударственном розыске. А большинства фигурантов по делам Майдана там нет, потому что Интерпол считает это политическими расследованиями. Поэтому решили, что на один год достаточно быть во внутреннем розыске. Сделали это исключительно под дело Януковича.
Следовательно заочное осуждение можно провести до 15 апреля 2017-го. Среди экспертов нет единодушия: нужно передать дело в суд или получить приговор до 15 апреля? Приговора до той поры точно не будет, потому что видим, как двигаются дела. Дай боже, чтобы до 2017 года дошли до первого рассмотрения. Один судья может объяснять это изменение УПК так, второй — иначе. А для Европейского суда по правам человека неоднозначность законодательства всегда трактуется в пользу обвиняемого.
Во-вторых, в заочном осуждении есть признаки выборочного правосудия. Ведь к делам высокопоставленных должностных лиц предыдущего режима применяют специальные правила. Защита Януковича может использовать и это.
В-третьих, объединение всех дел в одно громоздкое — из пяти тысяч томов — невозможно организовать процессуально. Оно будет сыпаться. Возможно, прокуратура выиграет в приговоре суда первой инстанции. Могут использовать майдановских судей, которых подвесили на крючок. Но потом Европейский суд станет на другую сторону.
— Луценко остается политиком. Понимает, что обществу нужно что-то обещать, — говорит политолог 60-летний Александр Кочетков.
— Все ожидают резонансных процессов против преступной власти. Поэтому генпрокурор пытается ускорить начало судебного разбирательства. Хочет, чтобы до годовщины Революции достоинства были какие-то результаты. Этого от него требует другой политик — президент Порошенко. В его Администрации готовятся ко второму сроку. На фоне так называемого Минского процесса рейтинг Петра Алексеевича будет падать. И компенсировать это можно судом над представителями власти времен Януковича. Но все, что делается спешно к какой-то дате, будет сырое и нежизнеспособное. Есть огромный риск не получить в суде ничего.
Хотя разделить преступления против Майдана и экономические — разумно. Заочный суд над Януковичем будет полезен. Каждый следующий президент будет знать, что получит приговор, если нарушит закон.
Комментарии