Газовый спор между Украиной и Россией во многом выгоден нашему государству, хотя такой вывод парадоксален. Внимательно взглянув на перипетии вокруг отказа россиян поставлять нам топливо, увидим не только проблемы, но и возможности. Имею в виду возможность получить вследствие беспрецедентного по масштабам и силе прессинга преимущества как внутри страны, так и на международной арене. Если мы правильно поймем суть конфликта, сделаем правильные выводы, то будем иметь мощный стимул для единения вокруг ценностей нашего государства, получим мощный толчок к укреплению нации, улучшению организации собственной жизни.
Россия пошла против Украины широким фронтом, и экономика здесь явно вторичная. Этот безоговорочный факт понимают в мировых столицах. Отношение правительств, общественное мнение сформировалось в поддержку позиции Киева. Кто не верит — советую почтить и посмотреть что-то другое, чем российские медиа, вдуматься в официальные тексты, а не в их толкование признанными мастерами дезинформаций.Возможно впервые в новейшей истории Москва наткнулась на стену непонимания и осуждения. Это должно бы охладить перегретые головы некоторых московских "ястребов". Впрочем, события последних дней не дают оснований так считать. Очевидно, слишком высока температура кипения в воспаленном воображении.
В первооснове газовых недоразумений — политика чистой воды, тугой клубок из неоимперских амбиций, геополитических экспансионистских планов, личных обид и неприязни. Россия так болезненно реагирует на малейшее проявление украинской собственной позиции, усматривая в этом угрозу для себя, что может любым способом показать свою надменность, поучить и проучить. Печально, что и в XXI веке еще используются такие подходы, причем одним из самых больших государств мира.
Вся эта газовая катавасия (с постановочными перекрытиями вентиля, чеканными заявлениями и решимостью на лицах) — из-за Виктора Ющенко.
Именно нынешний президент Украины является фактором раздражения Москвы. Не было бы его — и в газовом вопросе россияне были бы намного более приветливыми, как до 2005 года. Но объективное обстоятельство, что Ющенко избрали своим лидером миллионы украинцев, кое-кому в Кремле до сих пор не дает спокойно жить.
Парламент и правительство должны понять, что "отсидеться в окопах" не удастся
Для Белокаменной наш президент — давний и постоянный раздражитель. Там слишком сердятся за то, что Ющенко ведет свою страну в Европу. Нервничают, что Украина самостоятельно выбирает партнеров в деле гарантирования собственной безопасности. Бьются в истерике, когда слышат о страшном Голодоморе как геноциде украинцев. Посмеиваются по поводу вступления Украины в ВТО — "хохлы, конечно, обошли нас, но это им все равно ничего не даст". Посмеиваются над нашей демократией и свободой слова как над ненужными и вредными, по нынешним российским меркам, вольностями и тому подобное.Но главное — Ющенко не дает Москве вмешиваться во внутренние дела Украины. А эта привычка в умах и делах российских чиновников укоренилась еще со времен Союза. Осознание, что украинцы все больше уходят из сферы влияния России, вызывает у тамошних чиновников зубной скрежет.
Следовательно, задание N1 — убрать президента Виктора Ющенко как препятствие распространению интересов Москвы. Сделать это изнутри невозможно: слишком свежа еще в памяти картина Майдана, но и силы у "казачков" (коммунистов и других подкормленных маргиналов) явно маловато.
Остается испытанный метод — нажать извне, задействовать экономические рычаги, накинуть топливную петлю на промышленность, охладить батареи в домах и вывести разгневанные толпы на улицу. Т.е. по известному на весь мир рецепту — "замочить".
Все это вместе, как рассчитывали кремлевские аналитики и технологи, должно было бы иметь нужный эффект: страна в хаосе, "лежит" экономика, реальный дефолт, власть полностью дискредитирована, "пятая колонна" дерет горло об импичменте президента. В такой вакханалии отставка Ющенко — только вопрос времени.
Этот план полетел в тартарары. Россияне рассчитывали, что как только упадет газовая заслонка, Украина продержится в лучшем случае три дня. Потом — неминуемый коллапс экономики, разрушенное жилищно-коммунальное хозяйство, замерзшие трубы отопления, холодные бунты. И со слезами раскаяния украинский президент предложит Москве все — газотранспортную систему, химические и металлургические гиганты, газоносные шельфы и другие лакомые кусочки своей страны.
Не срослось!
Несколько дней тому назад руководитель российского правительства Владимир Путин сказал перед телекамерами, что заботится об украинцах, которые страдают от холода в своих домах. И скомандовал закрыть газовый вентиль. Это — лицемерие, которое не достойно государственного деятеля.
Вспомнился риторический вопрос из известной песни: "Хотят ли русские войны?" Думаю, что рядовые россияне, где-то из Курска или Калуги, против того, чтобы боевые действия с применением газового оружия велись их страной против какого бы то ни было народа, тем паче — украинского. Однако в кремлевском периметре придерживаются другой точки зрения.
Так против кого же воюет российская правительственная верхушка, пытаясь свергнуть президента Ющенко?
Против народа, которого по терминологии Кремля продолжают цинично называть "братским". Следовательно, и против украинцев индустриального Донбасса, где из-за уменьшения объемов газа вынужденно останавливают промышленные гиганты. И против русскоязычных граждан Украины, которые живут в Крыму и в страстно любимом лужковыми-затулиными Севастополе.
Эта война должна быть немедленно прекращена!
Газовый террор Украины, кроме политических, преследует и экономические цели России. Не зря на днях опять возник вопрос о создании консорциума по использованию украинской газотранспортной системы. Премьер Путин проговорился, что Россия была бы не против приватизировать ГТС.
Тема не нова. Россияне издавна мечтали прихватить себе нашу "трубу". Это стало бы завершающим элементом в утверждении российского энергетического доминирования в Европе, ведь через украинские магистрали Россия качает туда 80% газа. Владеть или, во всяком случае, свободно распоряжаться трубопроводами — это получать не только многомиллиардные прибыли, а и диктовать свою волю.
В нынешнем энергетически зависимом мире энергоносители имеют такое же значение, как ядерное оружие в период "холодной войны". Газ может быть для кого-то канчуком, для кого-то — бубликом. Вопрос только в доброй воле или прихотях того, кто владеет этим ресурсом.
Этот кризис дает нам дополнительные шансы к изменениям. Ими нужно воспользоваться
Во времена президента Леонида Кучмы Москве не удалось воплотить свой далеко идущий план по завладению ГТС Украины. В Москве подумали, что новый украинский лидер Виктор Ющенко "не в курсе" и не понимает, чем владеет Украина. Однако решили лишние церемонии не разводить и не играть в игры с какими-то там "взаимовыгодными предложениями" и "совместными проектами". Пошли напролом, путем газового шантажа, чтобы поставить экономику на колени и силой добиться бартера: мы вам — газ, вы нам — трубу. А когда блицкриг не удался, опять заговорили о консорциуме.А еще через организованный прессинг можно посягнуть на сырьевые ресурсы, тяжелую индустрию, транспорт, финансовую сферу. Аппетиты большие!
Россия хочет напугать на нас ценой на газ. Называют фантастические, абсурдные цифры — $450, даже $470 за тысячу кубов. Не хочу прибегать к экспертным расчетам о космичности этих цен. Порекомендую "Газпрому" при определении стоимости топлива руководствоваться рыночными реалиями, а не мечтами или снами.
Понимаю, что российский газовый монополист хочет компенсировать за наш счет те колоссальные потери России от изменений в конъюнктуре на мировых рынках. Более того, ежедневно в развязанной Москвой газовой войне, по оценкам специалистов, "сгорает" минимум $250 млн.
Газовый рекет, к которому прибегла наша соседка, болезненно ударил по Европе. По существу, Россия сделала европейские государства одновременно заложником и инструментом своих геополитических и геоэкономических амбиций. В то же время это воочию подтвердило, что дела Украины — это дела Европы, и наоборот.
В этой ситуации Украина должна начать переговоры со странами Европы о заключении прямых соглашений на транспортировку российского газа. Т.е. все европейские потребители будут покупать топливо на границе России и Украины, а дальше — весь транзит до конечного пункта назначения обеспечит украинская сторона, в собственности которой находится самая мощная на континенте ГТС. И никакого шантажа, никаких перебоев! Это станет чрезвычайно весомым шагом к интеграции Украины в европейское сообщество.
Действие всегда равно противодействию. Но речь идет не об ответных боевых действиях! Эту объемную по содержанию аксиому обществу и избранной им власти необходимо взять как стартовую позицию для обновления жизни в нашей стране.
Парламент и правительство должны понять, что "отсидеться в окопах" не удастся. Нужны скоординированные действия, которые позволят Украине быстро уменьшить свою уязвимомть в энергетической сфере.
В первую очередь, усилия нужно направить на энергосбережение и уменьшение энергетической составляющей в производстве. Ничто не мешало правительству и Верховной Раде предусмотреть в бюджете на этот год расходы на программы энергосбережения. Впервые за последние годы денег на это нет. Хотя мы сжигаем "на ветер" миллиарды гривен из-за устарелых технологий, старого оборудования и через щели в оконных рамах. Это — преступная роскошь.
За опытом стоит обратиться, например, в государства Скандинавии. Там хорошо знают, из чего производить газ, откуда брать тепло и как при этом не уничтожать окружающую среду. Объявленный в Швеции отказ от бензиновых двигателей спустя несколько лет — это не фантастический сценарий, а пример разумного подхода и экологической ответственности.
Нам вполне по силам быстро, за два-три года, провести реальную реформу коммунального хозяйства. Бюджетных денег, при условии их правильного и некоррупционного использования, вполне достаточно. Мы сможем навсегда забыть о перебоях с теплом. Поставим норвежские котельные на карпатских опилках — и в холлах детсадов, школ и больниц можно садить лимоны. Отказавшись от неэффективных тепломагистралей, мы сбережем миллиарды гривен, которыми сейчас греем мерзлую почву.
Каждый застекленный подъезд, счетчик тепла и воды, оконный стеклопакет уменьшит нашу энергоуязвимость. Это необходимо понять всем — и людям, и власти. Чем не задание для общих действий?
В этих общих действиях — залог того, что из этого кризиса мы выйдем сильнее. Организованные Россией испытания украинцев на прочность дают понимание, что нам необходимо научиться хорошо хозяйничать в собственном доме. Защищать свои интересы. Заботиться о себе и стране.
Нам нужно обновить качество власти. Амбициозное задание сможет решить только сильный лидер, для которого народ и государство является наивысшими ценностями. Эффективная власть должна предложить обществу четкие ориентиры, а общество должно стать убежденным союзником в их достижении.
Этот кризис дает нам дополнительные шансы к изменениям. Ими нужно воспользоваться.
Комментарии
2