Визит Владимира Путина в Киев означает завершение почти двухгодичного периода ожиданий позитивных для российских интересов перемен в Украине. Вопреки ожиданию "ястребов" из окружения российского президента, демократические оранжевые процессы не прекратились. Не стал главным вопросом украинской политической жизни раскол страны. Новая система украинской власти не предусматривает существования единого центра, с которым Кремлю можно легко договариваться или которому можно угрожать.
Потому вместо политики энергетического шантажа и политического давления применяется стратегия "многовекторности". Теперь Россия демонстрирует готовность сотрудничать со всеми центрами власти, лоббируя через них свои геополитические интересы в Украине.
Приезд Путина в Украину после формирования антикризисной коалиции и правительства Виктора Януковича должен был символизировать поражение ющенковской внешней политики и начало нового этапа в углублении партнерства между Россией и Украиной. Российская верхушка стремится продемонстрировать успех на украинском направлении и скорее забыть ошибки двух предыдущих лет.
Не оправившись от поражения своего ставленника на президентских выборах, в начале 2005 года Кремль не откликнулся на предложения Киева развивать двусторонние отношения "с чистого листа". Конечно, Ющенко и Путин всегда говорили, что проблем в отношениях нет. Но высокопоставленные члены команды Путина во время встреч с лояльными партийцами и бизнесом постоянно подчеркивали: смена власти в Украине была "неконституционной и недемократической".
Не чувствуя политической воли российского руководства вести равноправный диалог, Киев решил не топтаться на месте и действовать самостоятельно. В частности и во внешнеполитической сфере. По инициативе МИД и Совета нацбезопасности и обороны украинская власть занялась активизацией ГУАМа, переговорами о поставках каспийской нефти и иранского газа. Было принято решение закрыть "черную дыру" контрабанды на границах с Приднестровьем. Президент Виктор Ющенко распорядился привести состояние дел в Крыму в соответствие с Соглашениями о базировании Черноморского флота в Севастополе. Украинский МИД занял твердую позицию относительно деления заграничного имущества СССР и проведения государственной границы в Азово-Керченской акватории.
Россия смотрит на украинскую власть как на коррумпированную
Однако в желании Киева диверсифицировать поставки энергоносителей и углубить сотрудничество с НАТО Москва усмотрела прямую угрозу своим интересам и нарушение принципов Договора о дружбе и сотрудничестве. Из-за специфического представления об украинских национальных интересах как неотъемлемых и подчиненных жизненным интересам России, политический класс и окружение Путина все больше убеждали себя в том, что новая украинская власть — марионетка США, Евросоюза и Польши. Росла уверенность, что постоянные дрязги в лагере оранжевых победителей, экономический спад и завершение политической реформы приведут к глубокому политическому кризису в Украине и устранению антироссийской правящей элиты. Чтобы этому посодействовать, Россия пошла на воплощение "жесткого сценария" — вмешательство во внутреннюю политику Украины и применение газового шантажа.
Однако "кризисный" расчет был ошибочным. Европейский Союз стал на сторону Киева в газовом споре. Более того, агрессивные действия "Газпрома" вынудили Еврокомиссию обратить внимание на рост энергетической зависимости Европы и поднять этот вопрос на политический уровень. Более успешными для России были украинские парламентские выборы и формирование коалиции. К власти пришли политики, которые продвигали Единое экономическое пространство, военно-политическую и гуманитарную интеграцию с Россией в 2003–2004 годах. Поэтому в Кремле ожидали, что с приходом к власти Виктора Януковича Украина вернется к прежней "многовекторной политике". Однако на смену "эгоистичной" политике Ющенко пришла такая же политика донецких финансово-промышленных групп. Применение против них "газового шантажа" может быть достаточно эффективным, однако рискованным. Ведь он может закончиться свержением правительства антикризисной коалиции и возвращением оранжевой команды.
Поэтому, учитывая ошибки двух последних лет, в 2007-ом Россия скорее всего будет действовать по "мягкому сценарию" вмешательства во внутренние дела Украины. Будет выдвигать выгодные политические и экономические предложения одновременно для президента и премьер-министра и их команд в обмен на отказ от прозападного курса.
Россия смотрит на украинскую власть как на коррумпированную, такую, которая не имеет стратегического виденья перспектив развития государства, экономически зависимую. Следовательно, во многих случаях несостоятельную твердо отстаивать интересы Украины. Москва надеется, что экономическое давление вместе с информационным доминированием позволит навязать Украине политику реинтеграции с Россией. То есть — вход в ЕЭП, заключение договора об углублении военно-политического партнерства, продолжение пребывания российского флота в Крыму на неопределенный срок, создание газотранспортного консорциума на условиях, близких к приватизации белорусской газотранспортной системы. Политически новая интеграция с Россией будет выглядеть как поддержка региональных элит на востоке, юге и в центре страны, содействие федерализации Украины до следующего избирательного цикла 2009–2011 года.
Комментарии
2