Директор Фонда "Демократические инициативы" Илько Кучерив, 52 года, говорит, что досрочные президентские выборы не приведут к расколу грузинского общества. Он был на них консультантом в проведении экзит-пола — когда на выходе из избирательных участков людей опрашивают, за кого они голосовали, и прогнозируют результаты выборов еще до их официального объявления.
Какие впечатления от грузинских выборов?
— Заметной была слишком высокая заполитизированность людей. Нейтральных мало: или за Михаила Саакашвили, или против него. Фоном кампании было жесткое противостояние власти и оппозиции. Но невзирая на это выборы были честными и справедливыми. Чуть больше 50 процентов голосов, которые получил Саакашвили, — это признак демократии, плюрализма мнений в политической жизни страны. Через несколько месяцев состоятся досрочные выборы в парламент Грузии. Очевидно, после них партия Саакашвили будет иметь незначительное преимущество в законодательном органе, в то же время там будет мощная оппозиция. Это станет хорошим примером как для региона, так и для всего постсоветского пространства: хорошо, когда в политикуме есть баланс сил. Поэтому досрочные выборы стали успехом в развитии Грузии.
Страна не станет такой расколотой на "за и против" Саакашвили, как сегодня Украина?
— У Грузии нет такого деления на Восток и Запад, как у нас. И нет одного мощного оппозиционного лидера, который мог бы противостоять Саакашвили. Его главный противник — Леван Гачечиладзе получил на выборах почти вдвое меньше голосов.
Свыше 60 процентов высказались за членство в НАТО
Какое общее настроение грузин?
— Есть оптимизм, но в то же время и атмосфера опасности: из-за замороженных конфликтов в Абхазии, Южной Осетии и России. В Тбилиси я встречался с несколькими людьми, которых выслали из России, хотя они жили там много лет. О ней в Грузии говорят с большим разочарованием — ведь из грузин там сделали врагов. К тому же Москва внедрила санкции против импорта грузинского вина.
Играл ли российский фактор во время выборов в пользу Саакашвили?
— Нет, в своем отношении к России грузинский политикум практически един — это не было эксклюзивной идеей Саакашвили. Все грузины видят, что она является опасным соседом. На выборах никто не поддержал бы кандидата с пророссийскими взглядами. Почти все они говорили о потребности вступления в НАТО. Ведь альянс даст гарантии безопасности Грузии.
Это обусловило незаурядную поддержку грузинами членства в НАТО на референдуме, который состоялся одновременно с выборами?
— Да, свыше 60 процентов высказались за членство в НАТО. Поэтому, есть согласие и среди элиты, и среди населения. Все понимают, что членство в НАТО, Евросоюзе лучше всего обеспечит Грузии будущее.
Что на выборах произошло с экзит-полами — один из них засвидетельствовал, кажется, победу оппозиции?
— Да, два проведенных экзит-пола показали разные результаты. Один из них, известный как "украинский", показал победу оппозиции. Но я бы назвал его не украинским, а шарлатанским. Возглавляли его никому не известные в украинском социологическом содружестве Леонид Билоусов и Иван Шерстюк. Организаторы этой акции воспользовались тем, что в Грузии к украинцам относятся очень хорошо, считают нас ближайшими друзьями и союзниками. Поэтому пригласили какую-то группу для организации фальшивого экзит-пола в пользу оппозиции. Они говорили, что проводят опрос на заказ телеканала "Имеди", который финансирует грузинский олигарх в изгнании Бадри Патаркацишвили. Правда, канал этот в настоящее время закрыт: журналисты взбунтовались против редакционной политики и отказались работать, пока не прояснится ситуация с владельцем.
Мы же консультировали второй экзит-пол. Он — сугубо грузинский. Его провели по заказу и финансированию четырех ведущих местных телеканалов. Осуществлял опрос социологический консорциум во главе с университетом Ильи Чавчавадзе. По данным этого экзит-пола, Саакашвили получил 52 процента, Гачечиладзе — 28. Поэтому, мы уже сразу по окончании голосования видели тенденцию того, что Саакашвили победит в первом туре.
Комментарии