По случаю 1050-летия Крещения Польши в городе Гнезно состоялся Экуменический съезд христиан Центральной и Восточной Европы. На него пригласили главу Украинской греко-католической церкви. Блаженнейший Святослав выступил с речью "Украина — Польша — Россия: возможны ли мир и единение?".
— Глядя на теперешнюю ситуацию с перспективы французско-немецко-польских отношений после Второй мировой войны, видим: украинско-российскому добрососедству нет альтернативы. Оба народа принадлежат к одному и тому же географическому ареалу Восточной Европы и соседствую друг с другом, — говорит 45-летний Святослав Шевчук. — Полученный опыт украинско-польского единения может помочь в формировании дружеских отношений с россиянами.
Откуда черпаю такое убеждение? Во-первых, Революция достоинства не имела националистического характера и не была антироссийской. Это был протест против насилия, коррупции и новой формы колониализма российской власти. Большинство участников Майдана разговаривали на русском языке.
Во-вторых, проевропейский выбор украинского общества бросил вызов новой российской идеологии, но не российскому народу, его культуре или Русской православной церкви.
В-третьих, около 60 процентов солдат, которые умирают за свободную и независимую Украину, — русскоязычные.
В-четвертых, официальная статистика свидетельствует: около 80 процентов населения России поддерживают политику Кремля. Но есть большие сомнения относительно ее достоверности. Возвращается советская система запугивания и принуждения, поэтому люди отвечают интервьюерам так, как они это делали бы во времена Сталина или Брежнева.
В-пятых, простые россияне не хотят войны с Украиной. Думаю, это вынуждает власть РФ скрывать присутствие своих войск на Донбассе.
Со стороны России нужно осознание всей совершенной ею несправедливости по отношению к соседним народам. В нынешней ситуации это кажется маловероятным. В российском информационном пространстве господствует убеждение: РФ никогда не была агрессором и вела только "освободительные" войны, включительно с теперешними действиями в Крыму и на Донбассе. Православная церковь пока что не в состоянии сыграть роль, подобную той, которую выполняла Католическая церковь в немецко-польско-украинском сближении. Однако невзирая на такие отличия, драматизм ситуации и болезненные переживания, нужно искать пути к восстановлению более широких добрососедских взаимоотношений между нашими Церквями, народами и государствами.













Комментарии