Премьер-министр Виктор Янукович и его первый заместитель Николай Азаров объявили о начале налоговых реформ. Но вряд ли всем бизнесменам стоит радоваться по этому поводу.
— Мы будем двигаться только в сторону снижения налогов, это первое. И второе: в сторону создания гибких механизмов уплаты налогов, — заявил недавно Виктор Янукович.
Премьер также подтвердил намерение правительства снизить непрямые налоги для промышленных предприятий, акцизы и пошлину.
Николай Азаров объявил о намерениях снизить налог на прибыли предприятий с 25 до 20%, а налог на добавленную стоимость — с 20 до 18%. По его словам, налоговые реформы будут проводиться три-четыре года. Только после этого компании и бизнесмены смогут рассчитывать на определенную налоговую стабильность.
Малый и средний бизнес хорошо помнит сверхмощное налоговое давление во времена первого премьерства Януковича. Предприниматели не забыли, как их вынуждали платить налоги заранее. Активное участие в этом принимал и Николай Азаров — именно тогда появился термин "азаровщина". Правда, не слишком улучшилась ситуация и во времена правительства Юлии Тимошенко. Невзирая на активную поддержку мелким и средним бизнесом оранжевой революции, налоговый пресс для него не облегчили. Обещаниями остались планы упразднить налог на добавленную стоимость — как наиболее коррупционный — и ликвидировать налоговое неравенство.
Предприятиям без льгот придется делать 84 налоговых платежа
И вот — новое правительство и новые планы...
— Судя по всему, эти намерения не улучшат, но и не ухудшат жизнь мелким предпринимателям, — прогнозирует экономист Международного центра перспективных исследований Александр Желудь, 29 лет. — Потому что они чаще всего работают по упрощенной системе налогообложения. А налог на прибыль туда не входит.
По мнению эксперта, среднему бизнесу снижение НДС на два процента также ничего не даст. Выигрывают скорее мощные, ориентированные на экспорт промышленные предприятия. А именно такой бизнес присутствует в Партии регионов.
Следовательно, запланировано уменьшение определенных налогов и получение налоговых льгот для своих — один из главных элементов налоговой политики нового правительства. Анонсированные налоговые реформы задуманы, кажется, лишь для большой промышленности. Первым шагом в этом может стать обещанное снижение непрямых налогов для промышленных предприятий. Вторым — возвращение к режиму выборочного возмещения НДС. Конечно, только своим.
— Азаров в свое время лично этим занимался, такая схема была разработана и внедрена именно при нем, — утверждает ведущий эксперт Центра социально-экономических исследований "CASE-Украина" Владимир Дубровский, 44 года.
Действительно, во времена правительства Юлии Тимошенко обнародовали цифры: через схемы фиктивного экспорта в 2004 году был незаконно возмещен НДС на сумму 2,8 млрд грн.
Предлагаемые нынешним правительством налоговые реформы по меньшей мере противоречивы, убежден другой эксперт Центра "CASE-Украина" — Дмитрий Боярчук, 27 лет.
— Янукович на всю страну заявляет о снижении налогов, — рассуждает эксперт. — Но Азаров в то же время начинает создавать неоднозначную систему налогообложения. Он лично будет определять, кто будет платить, а кто не будет платить те или другие налоги.
По мнению Дмитрия Боярчука, выборочное возмещение НДС и намерения относительно возобновления свободных экономических зон — все это будет создавать неравные условия для ведения бизнеса. Не стоит надеяться на снижение налогового груза физическим лицам, мелким и средним предпринимателям.
В Мировом банке исследовали: среди всего, что влияет на ведение бизнеса в Украине, хуже всего обстоят дела в налоговой системе. Наша практика налогообложения имеет по большей части карательный и коррумпированный характер, а значит, способствует тенизации экономики. Предприятиям без налоговых льгот придется делать в среднем 84 налоговых платежа и тратить на выполнение налоговых требований свыше двух часов в день. Потому реформы стоило бы начинать с упрощения и уменьшения количества процедур налогообложения, а не с раздачи преференций.
Рейтинг Украины
по простоте ведения бизнеса среди 155 стран мира
критерий | место |
Учреждение бизнеса | 110 |
Лицензирование | 98 |
Наем работников | 119 |
Регистрация собственности | 127 |
Получение кредитов | 75 |
Защита инвесторов | 141 |
УПЛАТА НАЛОГОВ | 151 |
Торговля за пределами страны | 78 |
Выполнение контрактов | 39 |
Прекращение бизнеса | 123 |
Общий уровень простоты ведения бизнеса |
124 |
данные: www.doingbusiness.org (Мировой Банк)
Комментарии
1