Старейший депутат нынешней Верховной Рады Игорь Юхновский, 81 год, объясняет, почему решил не баллотироваться больше в парламент, и не исключает компромисса между "Нашей Украиной" и Партией регионов.
Какой будет будущая парламентская коалиция?
— Она должна быть только пропрезидентской. Должна образоваться четкая линия: президент — парламент — правительство — местные администрации. Ошибочно думать, что после выборов страной фактически будет руководить премьер-министр. Президент, по-прежнему, будет главой государства. Его избрал весь народ, а не парламент. Премьера избирает парламентское большинство. Это разные весовые категории доверия.
Партия регионов — группа напуганных людей
Новоизбранный премьер должен разделять взгляды президента. Поскольку все должно действовать по схеме. Президент рекомендует премьера, назначает председателей областных и районных администраций. Если премьер-министр не будет заодно с президентом, соответственно, местная власть не будет заодно с премьером. Страна все время будет сотрясаться от кризисов.
Какую роль в этой схеме должна играть оппозиция?
— Оппозиция не должна постоянно обещать льготы и деньги для народа. Тем самым она его обманывает. Оппозиция же не является исполнительной властью. Поэтому не может знать, найдут ли в государственном бюджете обещанные ею деньги.
Так постоянно делают социал-демократы объединенные и коммунисты. Они абсолютно беспомощны перед дальнейшим развитием украинского государства. Но своими заявлениями эти люди постоянно дестабилизируют ситуацию. Они знают, что не будут в новом правительстве. Однако обещают народу деньги. Они же говорят "нет вступлению в НАТО", несмотря на то, что такое вступление означало бы настоящую защищенность государства. Я не против самой их идеи относительно проведения референдума. Но он должен быть проведен только после разъяснения народу непонятных сейчас вещей относительно НАТО. Особенно людям из восточных и южных областей.
Возможно ли достижение в будущем парламенте компромисса между "Нашей Украиной" и Партией регионов?
— Это не исключено. Вообще Партия регионов — группа напуганных людей. Они забыли о собственном политическом достоинстве. Определенную роль играет страх перед организованными мафиозными структурами.
А достижение договоренности между "Нашей Украиной" и Партией регионов зависит от желания президента. Для него же главная цель — единство Украины, которой должны руководить грамотные люди. Не исключено, что Виктор Ющенко будет искать таких людей и в Партии регионов. Там есть много умных и дисциплинированных личностей, особенно среди директоров мощных заводов и предприятий. Некоторые из них могли бы войти в состав будущего правительства.
Президент будет "пробивать" кандидатуру Юрия Еханурова на должность премьера?
— Юрий Ехануров — умный и спокойный человек. Я никогда не видел, чтобы во время своих выступлений он высказывался нелогично. У этого человека всегда есть собственное подходящее мнение. Но только президенту решать, должен ли стать Юрий Ехануров премьер-министром. Что же касается предыдущих двух премьеров — Виктора Януковича и Юлии Тимошенко — то политические силы не должны выдвигать условий относительно возвращения кого-то из них в премьерское кресло. Никто не должен претендовать на эту должность заранее.
Надо поднять проходной барьер до шести-семи процентов
Лично я не хотел бы, чтоб премьером стал Виктор Янукович. Это было бы ударом в лицо тем, кто стоял вместе с президентом и украинским народом на Майдане. Когда лидер Партии регионов поднимал пенсии, а средств в бюджете не было, то это было преступлением перед самим государством.
Юлия Тимошенко же во времена своего премьерства сделала много чего полезного. Подняла зарплату чиновникам, чтоб они чувствовали себя независимыми. Увеличила разовую помощь новорожденным. Но у нее не хватило такта, чтобы спокойно отойти от должности. Она представляет себя энергичным бойцом, которого несправедливо обидели.
Сами вы решили уйти из политики, чтоб дать дорогу молодым?
— Я очень рад своему решению. Сегодня настало время третьего поколения политической элиты. Первое было моим. Нам сейчас по 70–80 лет. В 2000-м произошел определенный перелом. Тогда к власти пришло второе поколение: рожденных в 1950–1960-х годах. Теперь старые люди должны отойти от активного управления государством и перейти в систему советников. Мы не должны быть сегодня ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Наша обязанность – дать дорогу молодым и энергичным 30–40-летним. И я являюсь примером того, как это надо делать с достоинством.
Хотел бы, чтоб Виктор Ющенко создал совет старейшин, в который бы вошел и я. Он бы мог состоять из людей, принявших решение отойти от активной политической жизни. Но делились бы собственным видением дальнейшего государственного развития и давали советы.
То есть сегодня в парламенте должна сформироваться новая политическая генерация?
— Да, и она спонтанно создается. Настоящая новая политическая элита формируется тогда, когда существует наследственность поколений. Когда одно зарождается, наполняет позитивным опытом следующее и спокойно отходит.
В парламентах всех развитых стран мира новые люди требуют хотя бы нескольких лет для овладения ценным политическим опытом. Поэтому я против того, чтоб человек был депутатом в составе лишь одного парламента. Молодое поколение должно пройти хотя бы через несколько каденций.
Можно ли назвать деятельность нынешней Верховной Рады положительной?
— Нет. Этот парламент принял много таких постановлений, которые просто вогнали Украину в глубокую финансовую яму. Это произошло еще и поэтому, что часто менялись правительства. Вся вина за безалаберщину в обществе лежит на нынешнем составе парламента.
Коалиция должна быть только пропрезидентской
Для нормального развития государства необходимо поднять проходной барьер в парламент до шести-семи процентов. Тогда количество партий значительно уменьшится. Народу будет легче в них ориентироваться. Идеальный вариант – четыре-пять партий. Верховная Рада должна распределиться на основные политические лагеря.
Какие это должны быть лагеря?
— Их должно быть два. Первый — консервативный. Он представлял бы интересы капиталистов. Второй — социалистический. Этот лагерь защищал бы имущество с государственным управлением. Возможное также существование третьей — либеральной — силы, которая занимала бы среднюю позицию между основными двумя. Такой парламент должен способствовать построению настоящего гражданского общества, о чем не позаботился парламент предыдущий.
Комментарии