В России идет к тому, что Сталина вскоре выкопают из-под кремлевской стены и опять водрузят в мавзолее рядом с Лениным.
А может, даже вместо Ленина, потому что, по новейшим убеждениям россиян, вклад Сталина в укрепление их государственности и русской славы не на один порядок превышает заслуги нетленного "вождя мирового пролетариата". Еще бы: Ленин разрушил октябрьским переворотом могучее государство, а его "верный преемник" - возродил его из пепла, прирастил землями и поставил среди первых в мире.
Апологетика Сталина, продолжающаяся в течение многих последних лет, которые совпадают с годами правления Путина, не знает аналогов в мире - ни по количеству "исторических" исследований, ни по тиражной массе, ни по безоглядной патетике.
Потребность российского общества?
Или "социальный заказ" его амбициозного лидера?
Для России это привычная вещь: когда Сталин в свое время захотел вживить в сознание подконтрольных масс идею сильного - вплоть до крови - правителя, он заказал Эйзенштейну фильм об Иване Грозном.
А Путин не только заказчик книг о Сталине, не только активный сторонник идеи переосмысление заслуг вождя перед Россией, но и активный потребитель таких исследований. Они питают друг друга - бездумные апологеты и действующий президент. Между ними происходит обмен идеями и энергиями. В этом не было бы ничего страшного, если бы оно не выплескивалось на внешний мир реальными угрозами. В нашем случае - войной против Украины во имя возобновления "исторической справедливости".
Помните основные постулаты выступления Путина перед своими парламентариями и заявления, сделанные перед телекамерами? А теперь сравните с тем, что проповедуют любимые путинские авторы: "Когда нас сегодня призывают придерживаться международного законодательства, мы просто должны спросить: с какого момента? На какое число, год и месяц границы стран стали окончательно "легитимными"? На 1 августа 1914-го? На 1 сентября 1939 го? Может, на 9 мая 1945-го? Границы всегда отражают политическую реальность. Нет ничего более изменчивого, чем границы. И нет ни одной даты, начиная с которой все страны признали границы нерушимыми" (Николай Стариков. "Сталин. Вспоминаем вместе").
Так что, границы лишь отражают "политическую реальность", а изменить реальность - нет ничего более простого. Так, наверное, решил Путин и пошел перекраивать по своему усмотрению европейские границы.
Вы скажете: то, что творит сейчас кремлевский коротышка, по идеям и почерку больше напоминает Гитлера, чем Сталина. Я не буду возражать. Образ Сталина Путин одевает для россиян, для внутреннего потребления. Мол, я такой же сильный, и вообще: "Там, где Путин, там победа". Рядом со Сталиным он мечтает закрепиться в российской истории. А для всех нас, для мира, он, конечно же, - Гитлер. Гитлер и по идее национальной великодержавности, и по претензиям на мировое лидерство, и, конечно, по взглядами на мировой порядок и желанию его перекроить.
Именно Адольфом Гитлером украинцы должны считать сегодня Владимира Путина. Видеть в нем агрессора, захватчика, который пришел на наши земли, чтобы установить свой порядок. Этот порядок может кое-кому казаться лучше нашего, как и Путин может кому-то казаться симпатичнее временных Турчинова с Яценюком или грядущего Петра Порошенко с командой. Но этот порядок несут нам на штыках захватчиков, навязывают через пламя и кровь, пытаются укоренить через унижение национального достоинства украинцев и демонстрацию собственной пренебрежительности. Это - чужой порядок. Он не может быть для нас лучшим.
Путин - хороший, наверное, правитель для России. Сегодня она аж захлебывается в восторге от его побед - такое бывает, когда не думать о последствиях. Еще лучшим правителем был для немцев Гитлер: он и страну из руины поднял в тяжелый для нее исторический период, и безработицу ликвидировал, и в европейские лидеры вывел, и, главное, вернул немцам достоинство и веру в себя. В Германии за это носили Гитлера на руках, за ее пределами - уважали и даже восхищались. Но так было, пока он не решил одарить своим гением другие страны, установить и в них немецкую модель жизни.
Поэтому те, кто мечтает сегодня в Украине стать под руку Путина - напрямую или через провозглашение на первом этапе "независимой республики", безразлично - Донецкой или Луганской - в действительности живут в ожидании Гитлера. В ожидании Гитлера, которого не интересуют ни одноязычные с ним жители Украины, ни их благополучие, ни тем более - свобода и демократия, которыми в русском рейхе уже практически и не пахнет, в чем постепенно убеждаются силой присоединенные крымчане. Я уже не говорю о том, что подыгрывание захватчику - это измена. Измена и себе, и государству, чего не уважают ни те, кому ты изменяешь, ни те, под кого стелешь собственное достоинство.
Не любите украинскую власть - ее есть за что не любить. Выдвигайте ей претензии, протестуйте против наступления на права и свободы. Но делайте это достойно, не опираясь на чужие штыки. Не живите ожиданием Гитлера - он и сам придет, не ожидая приглашения и даже не спрашивая вашего согласия - как сделал уже на Донбассе. Ведь гитлеры всегда приходят в чужие земли не помогать, а брать то, что считают своим. Или согласно "политической реальности", которую перед тем сами же и восстановили.
Комментарии