О причинах и возможных следствиях протестов в Турции рассказывает Синан Ульген, 47 лет, председатель Центра экономических и внешнеполитических студий, Стамбул:
- Все организовалось за несколько часов, - говорит. - Свою роль сыграли социальные сети в интернете. Самое интересное, что протесты сразу охватили около 70 городов страны.
Какие глубинные причины недовольства?
- Власть в лице премьер-министра Эрдогана довольно авторитарно относится к мнению народа, особенно в последние годы. Люди не довольны тем, что их не спрашивают и с ними не советуются. Через протесты пытались доказать премьеру, что такое положение вещей недопустимо.
Это связано с исламизацией страны?
- Идеологическая составляющая вторична. Другое дело, что решения Эрдогана именно происламской направленности. То же снятие запрета носить женщинам платки или паранджи в государственных учреждениях, ограничение на продажу алкоголя.
Эрдоган с самого начала вел себя авторитарно?
- Нет, потому что его Партия справедливости и развития не имела абсолютного большинства. Получила его лишь в 2011 году. Теперь они могут совсем не прислушиваться ни к парламентскому меньшинству, ни к меньшинству в горсоветах, ни к общественным организациям.
В то же время люди разочаровались и в оппозиционных партиях - республиканцах и националистах. Они не предлагают никаких конструктивных шагов. Несмотря на протесты, рейтинг этих сил не растет. И здесь возникает другая проблема - протесты никак не могут перевоплотиться в политический капитал для кого-либо.
Почему оппозиция не пытается как-то использовать эти демонстрации?
- Были несколько десятков человек, которые принесли партийную символику, но ее быстро убрали из-за недовольства других. Партии поняли, что эти митинги - не политические, и публично отказались от идеи их возглавить или официально участвовать.
Говорят, одна из причин протестов - нападки на Ататюрка со стороны власти и ее сторонников.
- Прямых нападок нет, однако сама десятилетняя власть Партии справедливости и развития - отход от ататюркистских принципов. Власть имеет портреты Ататюрка, а по существу делает все наперекор. Не осталось серьезных предохранительных институций, которые могли бы гарантировать светскость государства. Это воспринимается болезненно.
Эрдоган заявил, что и его сторонники могут выйти на улицы.
- Это спровоцировало бы действительно большие беспорядки и нестабильность в стране. Искренне надеюсь, что это была просто угроза. В противном случае спрогнозировать развитие событий может быть просто невозможно.
Как будет развиваться ситуация?
- Количественно правительство будут поддерживать те же 55-60 процентов. Вероятнее всего, что площадь Таксим и парковую зону не будут трогать, пока протесты не утихнут - может, с неделю. Но главной цели протестующие уже достигли. Эрдоган понял, что нужно советоваться с гражданским обществом, которое выросло в Турции. Это моральная победа. Все чаще говорят: Турция после этих протестов - другая. Хочется в это верить.
Комментарии