Мировой экономический кризис вызван кризисом управления отдельных правительств, считает глава наблюдательного совета "Еврогазбанка" Алексей Ивченко, 47 лет.
— Вся общественная структура похожа на цикл, замкнутый круг. Правительство регулирует в нем правила жизни, — говорит Алексей Григорьевич. — Если правила ложны или правительство само их нарушает, происходят перекосы системы.
Какими должны быть эти правила?
— В треугольнике "общество-бизнес-государство" каждый выполняет свою функцию и имеет свой интерес. Бизнесмен заинтересован в получении прибыли. Это полезно для государства, потому что поступают налоги и за них реализуется социальная политика. Наемные работники заинтересованы качественно трудиться, чтобы получать хорошую зарплату. Она создает спрос на товары и стимулирует экономику. Государство же — главная формообразующая составляющая всего этого процесса: богатый бизнес, хорошие налоги, высокие зарплаты, товарооборот, спокойствие для социума. Но именно в государстве и проблема. С одной стороны, правительственные чиновники выписывают правила, а с другой — сами их не соблюдают. Делают для себя самые высокие зарплаты, пенсии, льготы. Тут начинает рваться круг интересов трех сторон.
Почему так происходит?
— Из-за коррумпированности чиновников. Например, вы хотите получить в БТИ справку и имеете на это право. Но сталкиваетесь с чиновником, который найдет 100 причин, чтобы медлить. Аж пока не дадите ему взятку. Такая же ситуация и на высшем звене бюрократии — в правительстве. Эта несправедливость и вызывает все социальные протесты.
Когда правительство работает по принципу мытарей — отобрать и разделить, бизнес пытается как-то выжить и уходит в тень. То есть часть денежных потоков проходит вне бюджета. От этого работники получают зарплату в конвертах и их интересы тоже страдают. Таким образом порождается тотальная общественная коррупция. Рано или поздно это заканчивается социальным взрывом.
Но чиновников можно поменять.
— У нас их вроде и меняют. Но как только они заходят в кабинет, начинают вести себя как старые коррупционеры. Почему? Потому что действуют такие правила. Менять нужно в первую очередь их. Часть наших законов еще от СССР, где люди были для государства, а не наоборот.
Пример Грузии свидетельствует, что поменять правила можно. Там гаишник, таможенник, судья не берут взятки. У нас нет своего Саакашвили, а жаль. В украинских условиях изменения нужно начинать с выборов президента, Верховной Рады. И самое главное на этом этапе: люди должны понять, что нельзя выбирать во власть людей с советским прошлым. Я не говорю, что они все плохие. Но мышление у них такое, что умеют работать только в той старой модели.
Что делать с громоздким бюрократическим аппаратом?
— Проблема со средним звеном бюрократии. Верхи приходят и уходят, а середина сидит на должностях всю жизнь. Попросить их встать трудно. Нужны абсолютно радикальные действия. Я бы не употреблял слово люстрация (запрет скомпрометированным функционерам высокого ранга занимать должности в государственном аппарате в течение определенного времени. — "ГПУ"), но это должна быть люстрация мышления. Без принуждения чиновников действовать по правилам и без общественного контроля ничего позитивного не будет.
Государство сейчас пытается провести ревизию социальных расходов и это вызывает резкие протесты льготников. Как выйти из этой ситуации?
— Виноваты не люди, а правительство. Чиновники десятилетиями перед выборами занимались популизмом и раздавали льготы. А кто будет платить такие налоги, чтобы потянуть все то, что они наобещали? Да никаких бюджетов на это не хватит. Поэтому нужно один раз сесть и определить — какие социальные гарантии можем обеспечить, а на что денег нет. Кто-то должен взять на себя ответственность. Не могут быть разные тарифы на газ для промышленности, населения и бюджета. Эту разницу кто-то должен компенсировать. Если же хотите дать льготы, сделайте целевые дотации определенным группам населения — на банковскую карточку каждому человеку, а не "Нефтегазу" или химическим комбинатам. И пусть люди тратят эти деньги, как хотят.
В мире говорят о необходимости партнерских отношений между бизнесом и обществом. Как это реализовать в наших условиях?
— В нашем государстве нет стимула для социального партнерства. Например, если предприниматель дал какую-то сумму на новую котельную для школы, то государство должно было бы списать часть его налогов. Такая система поощряла бы бизнесменов вкладывать деньги в социально значимые проекты. Наше же государство только сдирает. В таких условиях бизнес не столько развивает социальное партнерство, сколько занимается благотворительностью.
Например, "Еврогазбанк" в этом году построил с десяток бассейнов в разных регионах страны. Последний был 50-метровый олимпийский во Львове. Оборудуем учебные заведения и больницы новыми котельными. Они работают на всем, что не газ, — торфе, древесине, брикетах, техническом рапсовом масле. Мы разработали технологию, которая не выбрасывает дымовые газы в воздух, а направляет их на подогрев воды. Коэффициент полезного действия таких котельных 95 процентов, против 30 старых. Раньше дети сидели в школах в тулупах, а теперь — в рубашках. Эти установки уже работают в учебных заведениях Евпатории, Бахчисарая, Армянска, в Харьковской, Запорожской, Киевской, Винницкой, Полтавской, Тернопольской, Львовской, Волынской областях. Стоимость комплекса от 150 тысяч до 1 миллиона долларов в зависимости от мощности.
Как подобные проекты реализовать в масштабах страны?
— Модернизация украинской теплоэнергетики сегодня требует 100 миллиардов долларов. Это заоблачная сумма. Но можно обойтись без бюджетного финансирования. Просто правительство должно стимулировать инвесторов на этом направлении. Однако пока что ни предыдущие, ни нынешнее правительство реальных шагов в этой сфере не делали. А если бы начали 20 лет назад, сейчас могли бы отказаться от импорта российского газа.
Комментарии
18К ДЕНЬГАМ!))))))