Ексклюзивы
четверг, 07 июня 2007 19:32

"Президент может выдать контрольный указ"

  Вадим Карасев: ”Политики поняли, что силовой сценарий ведет в тупик”
Вадим Карасев: ”Политики поняли, что силовой сценарий ведет в тупик”

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, 50 лет, не исключает, что после досрочных выборов создадут широкую коалицию.

 

Состоятся ли досрочные выборы 30 сентября?

— Безусловно. Так просто от своих слов и заявлений в политике не отказываются. Тем более, что во время согласования с президентом даты выборов Янукович подстраховался, взяв с собой Мороза.

Но главными аргументами являются даже не слова и декларации. Партия регионов уже не может сорвать выборы чужими руками, а делать своими ей это неудобно. Да и шансы на выборах у "регионалов" очень неплохие. Они гарантированно наберут больше всего голосов.

Важно еще одно: эти выборы дают "регионалам" шанс заменить пророссийский имидж имиджем общенациональной политической силы. Партия регионов будет позиционироваться как законопослушная проевропейская партия, которая вынуждена пойти на выборы под давлением президента, не всегда действовавшего правовыми методами.

Следовательно, они могут изменить лозунги?

— Уже изменили. Во время кризиса Партия регионов абсолютно не затрагивала тему сепаратизма или федерализма.

А недавние угрозы "регионала" Василия Киселева о том, что в Украине возможны две Верховных Рады и две столицы?

— Да, это было. Но риторика, которая идет от основных спикеров партии, совсем другая — "Украина у нас одна", "Восток и Запад вместе" и т.д. Тема НАТО, русского языка и двойного гражданства не будет эксплуатироваться во время этой избирательной кампании так, как это было в 2004-ом или 2006-ом годах.

А относительно заявления Киселева, то похожие будут. Они рассчитаны на избирателей Крыма, пророссийский электорат в восточных областях. Там конкурентами "регионалов" станут коммунисты и " ви тренко вцы". Поэтому такие заявления местных лидеров нужны. Это дало бы возможность не отдавать  традиционный пророссийский электорат конкурентам.

Если выборы обязательно состоятся, то чем объяснить нынешнюю волокиту вокруг избирательных списков?

— В политике нельзя сдаваться сразу. Это как в высококлассном футболе — даже если проигрываешь, то нужно хотя бы разбавить счет или сократить разрыв, играть до финального свистка.

Относительно нынешней ситуации, то такие мелкие провокации являются попыткой внести напряжение, раскол и противоречие в оппозиционный  лагерь, подорвать монолитность его рядов. Показать, что там нет полного согласия относительно досрочных выборов. Что случаи с группой Кинаха, Беспалым или Замковенко свидетельствуют о неправомерности пути, избранного президентом. Все это направлено на увеличение имиджевых потерь оппозиции. Основные политики в коалиции — люди трезвомыслящие. Они понимают, что выборы состоятся. Но ставится задание набрать очки уже во время подготовки к ним, в частности и через такое противостояние.

Партия регионов пойдет одна, хотя изменения в списке будут

Есть еще один вопрос — как будет функционировать Верховная Рада до 30 сентября. Казалось бы, отсутствие конституционного состава должно привести к прекращению ее работы. Но тогда основным легитимным институтом власти станет президент, потому что Кабмин является производной парламента. Поэтому Верховная Рада путем зацепок и юридических крючков пытается продолжить свое существование до 30 сентября. В этом заинтересован и Кабмин, который сможет проводить через Раду популистские законы.

Но Ющенко не считает парламент легитимным, поэтому и законы подписывать не будет.

— Для коалиции важным будет сам факт представления законопроектов, их обсуждение. И можно же будет обвинять президента, что он не подписывает законы, направленные на улучшение благосостояния людей. Следовательно, вопрос легитимности или нелегитимности парламента и его деятельности до 30 сентября является сейчас важным для обеих сторон. Поэтому и ведется борьба вокруг списков, и выдан третий указ президента.

Он будет последним?

— Может быть и последним. А официальную дату начала избирательной кампании объявит потом ЦИК. Но если ситуация будет такой, как сейчас, — неопределенность, разное толкование закона, попытки сеять напряжение, — то 30 июля президент может выдать еще один, "контрольный" указ. Он даст старт официальной избирательной кампании.

Будут ли созданы блоки "Наша Украина" — "Украинская десница" — "Народная самооборона" с одной стороны и Партия регионов — Соцпартия с другой?

— "Наша Украина", "Десница" и "Самооборона" создадут блок. А Партия регионов пойдет одна, хотя изменения в списке будут. "Регионалам" нет смысла брать в свой список социалистов. Конкуренция за проходные места в списке достаточно высока, и лишних 10–15 человек создадут внутреннее напряжение в партии. Возможно, Партия регионов будет помогать СПУ попасть в парламент путем перераспределения голосов в тех регионах, где она хорошо будет контролировать избирательные комиссии.

Будут ли "оранжевые" воевать между собой, как в прошлый раз?

— Нет, это будет тихая конкуренция. Думаю, создадут какие-то механизмы консультаций, чтобы эта конкуренция не была в интересах третьей стороны.

Попробует ли кто-то, у кого будет 151 мандат, после выборов заблокировать работу парламента?

— Вероятность этого небольшая. Нужно иметь в виду, что президент не имеет права распускать парламент в течение года после досрочных выборов. Но я посмотрел бы на это по-другому. Вот говорят, 151 депутат из меньшинства может навязывать свою волю большинству. Я считаю, это хорошо — большинство должно будет прислушиваться к тому, что думает и хочет меньшинство. Нужно будет делиться властью. А может, и коалицию широкую делать. Искать компромиссный вариант, иначе снова будет тупик.

У нас часто апеллируют к опыту мажоритарной демократии — существует большинство, у которого есть власть, и есть меньшинство. Но такая модель хороша для страны, где нет региональных расколов. Для Великобритании, например. Но уже для Бельгии это не подходит — там есть фламандская и валлонская части. Мажоритарная демократия хороша и тогда, когда большинство намного преобладает меньшинство. Но в Украине и региональный раскол есть, и понятие "большинство", "меньшинство" — достаточно условны. Как можно называть меньшинством силу, у которой 200 мандатов в парламенте, да еще и президент к ней принадлежит? При этом голоса коалиция и оппозиция набирают не равномерно по всей стране, а каждый в своих регионах. Поэтому нужно искать другие формы, договариваться.

Как считаете, существуют ли договоренности между Ющенко и Тимошенко или Ющенко и Януковичем относительно кресла премьера после выборов?

— Возможно, они есть, но не жесткие, предварительные, связанные с результатами выборов. Например, если Тимошенко набирает больше голосов в "оранжевом" лагере и у нее клеится коалиция — тогда Ющенко ее кандидатуру подает. То же и с Януковичем. В любом случае, президент будет выходить из анализа результатов выборов и интересов страны.

Какие уроки должен был бы вынести украинский политикум из этого кризиса?

— Первый, — что силовой сценарий ведет в тупик, причем конфликтный. Политики это поняли. В Украине ни одна из сторон не имеет решающего силового, политического, электорального преимущества. Поэтому никто не может навязать свои правила игры, свою модель сосуществования другим политическим силам и таким образом стабилизировать ситуацию. У нас единственным вариантом является достижение компромисса. И на ближайшие несколько лет путь Украины — это договариваться.

Второй урок — проявилась гнилость общественных, правовых и социальных институций. Кризис засвидетельствовал расписание тех институционных структур, оставшихся с советских времен и олигархических 1990-х. Кризис подвел черту под остатками советско-украинской модели государственности. Теперь нужно строить европейско-украинскую модель, и это задание на ближайшие 10–15 лет. Нужно переучредить государство, политическую систему, создавать новые правила игры. И начинать делать это после выборов.

Потому что страна у нас есть, но государства нет. Есть территория — нет государственности. Когда собираются три политика, договариваются и решают кризис, разрешают ситуацию с прокуратурой, судами и другими учреждениями — это означает, что государства как функциональной реальности у нас нет. Его замещают три-четыре персоны, хотя и легитимные, но которые из-за личных контактов фактически создают новую политическую реальность.

Сейчас вы читаете новость «"Президент может выдать контрольный указ"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть