Президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко, 55 лет, считает, что должны быть уменьшены налоги для малого и среднего бизнеса и физических лиц.
Как прокомментируете то, что некоторые банки не отдают людям депозитов?
— Причины разные. Есть отдельные недобросовестные банкиры. А возможно, именно на время завершения срока вклада в банке возникли проблемы с ликвидностью — возможностью выполнять обязательства перед клиентом. В любом случае это недопустимо, и люди должны обращаться в суд.
Но в то же время здесь дают о себе знать действия законодательной и исполнительной власти. Все они бросились защищать заемщиков, которые брали деньги на жилье, авто. И некоторыми законами, да и просто демагогией, притормозили возвращение этих кредитов. Более того, создали проблемы для рефинансирования банков в поддержку ликвидности. По данным НБУ, с осени отток депозитов составил уже 60 миллиардов гривен. А объемы рефинансирования банков значительно меньше. При такой ситуации не возникать проблем не может.
В любом случае банки испытывают огромные имиджевые потери и люди просто перестанут нести в них деньги?
— Да. Это следствие кризиса доверия в обществе. Доверие к банкам не является чем-то оторванным от общего недоверия к власти. К тому же банковская система напрямую зависит от состояния экономики. Если та ухудшается, то и у финансистов дела лучше быть не могут.
Значит ли это, что банки с иностранным капиталом являются в настоящее время надежнее — ведь экономика Франции, Италии или Австрии в намного лучшем состоянии?
— Такие дочерние банки кредитуют украинское население и наши предприятия. Потому связывать их состояние с ситуацией в тех экономиках неправильно. Они являются резидентами Украины, их платежеспособность зависит от качества наших заемщиков, кредитного портфеля. Относительно этого все банки одинаковы.
Вы вспомнили о некоторых действиях власти относительно банковского сектора. Что еще государство делает сейчас неправильно для противодействия кризису?
— Оно наделало много ошибок и до кризиса. Весь мир начал бороться с ним еще в сентябре 2007 года: думать о противодействии инфляции, падению производства, уменьшению негативного торгового сальдо. А в Украине тогда изменилось правительство, и в первом квартале 2008 года мы получили ярко выраженную популистскую политику: более чем на 40 процентов увеличение доходов населения за счет социальных выплат, раскручивание потребительского бума. Власть не предостерегла строительную отрасль от увеличения темпов строительства. Ключевой ошибкой была недооценка увеличения дефицита внешней торговли. Успокаивали себя тем, что есть приток инвестиций, работники домой валюту шлют, еще какие-то краткосрочные капиталы заходят в страну — поэтому этот дефицит перекрывают. Но как только ухудшилась ситуация в мире и рейтинг Украины начал падать, все это сошло, как паводковые воды, и обнажило негативное торговое сальдо, которое начало отражаться на курсе гривны. Обнажило структурный кризис украинской экономики.
Весь мир начал бороться с кризисом еще в сентябре 2007-го
В настоящее время дает о себе знать нерациональная, энергозатратная, а потому кризисная по своей природе структура экономики. Наивными оказались надежды и на то, что иностранный капитал решит тут все наши проблемы. Вышло так, что нас кредитовали за иностранные деньги, чтобы мы здесь покупали иностранные же товары и в свою очередь кредитовали иностранные экономики. Никто не беспокоился о национальном производителе, малом и среднем бизнесе. На невыгодных условиях вступили в ВТО. Следовательно, Украина больше потребляла, чем производила, покупала, чем продавала, одалживала, чем отдавала. Парадоксально, но внешний финансовый кризис нам даже помог: если бы это иллюзорное благополучие продлилось еще пару лет, реальность оказалась бы намного страшнее.
И как теперь бороться с последствиями кризиса, скажем с безработицей?
— Государство должно дать людям возможность зарабатывать деньги самостоятельно. А это значит способствовать малому и среднему бизнесу, начиная от упрощения процедуры его основания и до уменьшения налогов. В то же время следует уменьшить налоги физических лиц, компенсируя это за счет внедрения налога на большую недвижимость. Это будет стимулировать спрос, а соответственно и производство наших товаров. Необходимо простимулировать импортозаменяющие производства.
Низкий курс гривны и, соответственно, подорожание импорта могут помочь национальному производителю?
— Украинскую экономику сейчас как раз и нужно выстраивать через быстрый рост малых и средних предприятий, которые производили бы альтернативную импортной продукцию. Конечно, высокий курс доллара этому способствует. Но кроме этого нужна государственная поддержка, долгосрочная стратегия. Потому что завтра ситуация изменится и рынки опять откроют — убьют нашего производителя, который только что вложил деньги и начал что-то выпускать. То есть нужно администрирование, воля государства на развитие национального хозяина.
В последнее время курс гривны стабилизировался приблизительно на восьми долларах. Это его реальна стоимость?
— Убежден, что где-то 20 процентов курса имеет спекулятивную, паническую составляющую. Реальный - около 6,5 гривны. Но это достаточно условно. Курс зависит от спроса и предложения валюты. А предложение сейчас занижено, потому что часть валютной выручки в Украину не возвращают. В свою очередь, завышен спрос, в том числе и потому, что люди скупают валюту из-за опасения дальнейшего ослабления гривны. На депозиты же деньги класть боятся. Идет вытеснение гривны с депозитов. Еще существует спрос на валюту для погашения долгов, другие факторы.
Украине угрожает банкротство?
— Как государству — нет. У нас внешний долг составляет около 15 процентов от общей суммы долга. Есть задолженность корпораций и банков, но государство не должно брать ее на себя. Оно должно только обеспечить наличие в стране валюты, чтобы компании могли покупать ее и рассчитываться с внешними долгами.
Следующие президентские выборы станут стимулом для противодействия кризису со стороны государственных мужей или еще больше расшатают ситуацию?
— Власть у нас думает об интересах не общества, а узкой прослойки нечестно обогатившихся людей.
Для преодоления кризиса нужна персонализация ответственности за ситуацию в стране. И вся она лежит сейчас на президенте Викторе Ющенко. Он всенародно избран, поэтому или берет на себя груз выведения страны из кризиса, или должен объявить одновременные досрочные выборы президента и парламента. А Верховная Рада должна дать главе государства дополнительные экономические полномочия и определить срок их действия. Тимошенко, Янукович, Литвин, Яценюк, депутаты пусть готовятся к выборам. Конечно, если не сможет Ющенко справляться, его тоже никто терпеть не будет. Другого выхода я не вижу. Продолжение нынешнего безответственного состояния власти недопустимо. Кризис нуждается в правдивых оценках положения дел и честного пути выхода из него.
Комментарии
1