
Научный директор Центра социальных экспертиз Института социологии Юрий Саенко, 72 года, говорит: признаком среднего класса является способность сплотиться, отстаивать интересы, продолжать традиции своего народа, проводить акции по защите прав человека.
Есть ли в настоящее время смысл праздновать Первомай?
— Сейчас к этому празднику большинство украинцев относятся как к дополнительным выходным. Потому что наши люди разучились работать, их приучили к празднованиям. К тому же весна, дачи, огороды, шашлыки...
Но первичный смысл праздник День международной солидарности трудящихся потерял еще во времена СССР — из-за принудительного выхода на демонстрации. Люди отбывали это мероприятие и шли пить водку. А солидарность с трудящимися других стран проявлялась в финансировании или военной помощи.
Однако мы потеряли и солидарность между трудящимися в обществе?
— Для Украины это одна из самых трагичных проблем. Ведь как формировались европейская и американская цивилизации? Рабочий класс там все время солидаризировался: сплачивался вокруг промышленного производства и объединялся в профсоюзы. С другой стороны, капиталисты поняли: им нужен средний класс, который потреблял бы товары и услуги и увеличивал оборотность капитала. Следовательно солидаризация и средний класс организовали гражданское общество.
В социалистическом лагере солидаризация происходила вокруг производства и вокруг идеологии. В профсоюзном движении ее не было. Профсоюзы стали формальностью — в них автоматически засчитывали каждого, кто работал.
Драч, Павлычко, Черновил не понимали, что такое система управления
Хотя, скажем, поляки использовали профсоюзы советского типа — объединили их с интеллектом и церковью, то есть духовностью. И таким образом быстро перестроили общество.
Почему в Польше это сработало, а у нас — нет?
— Потому что там был Лех Валенса — производственник. Он знал, что чего-то добиться можно только обществом. В Украине катализаторами изменений стали гуманитарии — Драч, Павлычко, Танюк, Черновил… А творческие люди — это индивидуалисты, они не имеют никаких потуг к объединению и не понимают, что такое система управления.
"Солидарность" в Польше построила новую систему управления. А у нас осталась советская. Наши демократы отпихнули от себя профсоюзы — а это единственная структура, которая охватывала всю Украину. Надо было взять в руки эту непартийную сеть, которая имела выход к каждому коллективу и каждому работнику. Вместо этого начали создавать партии и движения. Потому советскую систему реконструировали, и нами до сих пор руководят те же коммуно-большевики.
Основываются ли на соли даризме сами партии?
— Единство есть только в Партии регионов. Потому что ее система опирается на производственников и рабочих. Они понимают, что такое держаться вместе, поставить задание и выполнить его. Отсюда — дисциплина, сплоченность. Потому у них "железный" электорат. И когда нужно будет, они опять наберут 30 процентов. Будут пугать Юлией Тимошенко, Олегом Тягнибоком, "фашистами" и "националистами".
Кто должен сейчас отстаивать права трудящихся?
— Только сами трудящиеся — создавая новые профсоюзы, объединения, общественные комитеты. А у нас все проблемы спихивают на Кабмин. В частности и региональные. На Западе никто не идет с жалобами к президенту. Свои трудности люди решают на местном уровне или в суде. В Украине до сих пор царская система: жаловаться старшему на младшего.
Какими должны быть отношения между капиталом и трудом?
— Компромиссными. Есть интересы коллектива и руководителя или владельца. Все время между ними должен происходить диалог.
В состоянии ли украинское законодательство защитить трудящихся?
— Да. Мы живем в открытом обществе, знаем, что такое права человека, стандарты жизни и гарантии. Другое дело, что законы не работают. Толко народ, гражданское общество может это изменить.
Почему ни одна партия не защищает права простых людей?
— Потому что там нет их представителей.
Почему украинские олигархи не заинтересованы в формировании среднего класса?
— Этого не хочет и власть, потому что она связана с большим капиталом.
Мы часто сводим понятие среднего класса к уровню состояний или дохода. На Западе это на последнем месте. На первом — способность сплотиться, отстаивать интересы, продолжать традиции своего народа, проводить акции по защите прав человека. А также образованность, профессиональность, патриотизм.
Средний класс — это основа защиты интересов общества. Он создает гражданское общество, которое берет под контроль власть и капитал. А зачем это олигархам, бандитам и партийным лидерам, которые перераспределяют и разворовывают богатство страны?
Может, время вспомнить теорию классовой борьбы?
— Запад перехитрил Маркса. В корне изменил отношения капитала и труда. Пошел на диалог и постепенно превратил большую часть рабочего класса с гробаря в своего союзника. Теперь там вместо классовой борьбы — волеизъявление. Конечно, бывают всплески — забастовки, погромы. Потому что отношения властьимущих с народом или капиталистов с рабочими порой достигают точки кипения. Ведь власть и капитал — эгоистичные и коварные, они не хотят, чтобы их контролировали. Однако потом все решается диалогом и компромиссом.
Комментарии
3