Насилие, давление, подкуп и обман во время выборов в Верховную Раду имели системный характер. Поэтому назвать их честными нельзя, - считает один из 15 членов Центральной избирательной комиссии 46-летний Игорь Жиденко.
Приведите конкретные примеры давления на избирателей.
- Помните смешную рекламу: "Переписала хату на кота"? Потом становится известно, что против ее автора возбуждают уголовное дело, объявляют в розыск. Это же сигнал избирателю: будете критиковать - то же будет с вами.
Газеты пишут о случае, когда пенсионерка агитировала против Партии регионов, а за это суд ее оштрафовал. А когда два ведущих политика страны, Юлия Тимошенко и Юрий Луценко находятся за решеткой, не могут надеяться на справедливое правосудие и за это никто не несет ответственность? Во время кампании постоянно появлялась информация о давлении на кандидатов от оппозиции или самовыдвиженцев. Это вызывало страх и влияло на волеизъявление избирателей. Поэтому я - сторонник повторных выборов по всей стране.
Партии УДАР и "Свобода" имеют больше 10 процентов поддержки в обществе, однако не представлены в избирательных комиссиях. Почему?
- Такой выписан закон. Все партии имеют право делать свое представление. Таких партий было более 80. "Свободе" и УДАРу не повезло с жеребьевкой.
Закон должен был бы быть выписан по-другому: партии имеют право участвовать в жеребьевке только по тем округам, где выдвинули кандидатов. Вместо этого были случаи, когда они выдвигали кандидатов по одному-двум округам, но получили представительство во всех избирательных комиссиях страны. Было много сведений, что кандидатов перекупают, торгуют должностями в комиссиях.
Непосредственно в ЦИК жалобы поступали?
- Да. Мы направляем их впрокуратуру. А она возвращает их назад с формулировкой "Контроль за избирательным законодательством осуществляет Центральная избирательная комиссия". Но ЦИК не может вести следствие, возбуждать уголовные дела. Во многих жалобах, рассмотренных ЦИК, было указано "направить материалы в Министерство внутренних дел". Каждый член ЦИК, и лично я, направил с десяток таких обращений. Мы обязаны, по закону, сообщить в правоохранительные органы о возможном преступлении. Из всех моих обращений на одно или два ответили "проверкой не установлено состава преступления". Остальные просто проигнорировали.
Сейчас говорят о назначении перевыборов в пяти округах. Почему именно в них?
- Они - самые резонансные. Но я расширил бы этот список. Например, 11-й округ в Виннице (после длительного подсчета победу одержал "самовыдвиженец" экс-губернатор Александр Домбровский. На втором месте Наталия Солейко от "Батьківщини". - "ГПУ").
Какая процедура привлечения к ответственности людей, которые "сделали невозможным установление результатов выборов", как формулирует ЦИК?
- У нас ограниченные возможности относительно этого. Мы можем изменить состав избирательной комиссии или ее главу. То есть влиять на кадровый состав. Но ЦИК не может привлечь к ответственности. Это дело правоохранительных органов.
И все же, почему избрали именно пять округов, а не 13, как говорит оппозиция, или 20, 30, или 50?
- Нужно проводить перевыборы по всей стране. Обратимся к выводам международных наблюдателей. В общем заявлении ОБСЕ, Парламентской ассамблеи Совета Европы, НАТО и других, например, сказано: "злоупотребление админресурсом наблюдалось или было подтверждено во многих случаях в 15 областях".
Но перевыборы по всей стране требуют больших средств.
- Если мы хотим действительно демократически избранный парламент, то, по моему мнению, нужны перевыборы по всей стране. Переголосование в нескольких округах - это просто очковтирательство.
ЦИК должна обнародовать результаты выборов до 12 ноября. В то же время говорят о повторных выборах в пяти округах. Закон не предусматривает такую ситуацию.
- Она в каком-то смысле - патовая. Будем принимать решение коллегиально. В то же время ЦИК не имеет средств на перевыборы. Центризбирком - только распорядитель денег, которые выделяют из госбюджета. Здесь вопросов больше, чем ответов. Не обойтись без решений на законодательном уровне.
Комментарии
3