До сих пор я избегал прямого ответа на вопрос, за кого буду голосовать, потому что сам хотел сориентироваться и определиться. Но настало время, когда надо решаться. Цена вопроса стала очень высокой: на кону, как всегда во время защиты независимости, — существование государства.
И чем больше умножается количество кандидатов, тем четче вызревает решение: я буду голосовать за Порошенко. Как избиратель я знаю его достижения, а потому могу предположить, чего ожидать от него. И также знаю его слабости, а поэтому представляю, каких действий могу добиваться от него как от главного менеджера страны.
Понимаю, что меня будут обвинять в "порохоботстве" и "выборе меньшего зла". И зря: будучи сам не святым, не буду выглядывать на политическом Олимпе появления святого. Моя задача как избирателя - имея перед собой неидеальных кандидатов, выбрать того, кто на ближайшую каденцию лучше обеспечит интересы Украины.
В условиях гибридной войны с Россией, которая откровенно добивается уничтожения украинской государственности, для меня критерий безопасности — главный. Сохранив государство, мы сохраняем шансы решить проблемы коррупции и верховенства права в ближайшие пять-десять лет. Потеряв государство, добиваться прав человека, но уже в сибирском ГУЛАГе.
Я благодарен нынешнему руководству за сохранение государства. Скажете, что оно неидеально? А вы спросите у рядового француза или британца, считают ли они свое государство совершенным. Были ошибки Порошенко как главнокомандующего? Явно были. И меня поражает наивная вера некоторых избирателей, что у Юлии Тимошенко или Владимира Зеленского их не будет. Доказательств того, что Петр Порошенко в течение первой каденции прилагал титанические усилия ради сохранения государства, более чем достаточно. Поэтому я готов доверить ему управление государством и на второй срок.
И если коротко: поскольку для Путина Порошенко — враг номер один, я буду голосовать именно за него. Точка.
В сфере дипломатии президент Порошенко был не самый успешный. Конечно, критики могут заметить, что ситуация здесь далека от идеальной. Мол, мы живем под дамокловым мечом Минских соглашений. Но, давая высокую оценку дипломатических достижений Порошенко, я хочу как раз и учесть, в каких обстоятельствах они были достигнуты. Ведь успех или неуспех Украины в сфере дипломатии зависит не только от руководства нашей страны, но и позиции других государств. А в мире есть не только те, кто поддерживают Украину, но и те, чья чемберленовская политика задабривания агрессора являются "граблями", на которые Европа, похоже, наступает охотно.
Поэтому не вижу, кто из нынешних кандидатов мог бы конкурировать с ним на дипломатическом поле. За Юлией Владимировной тянется длинный шлейф случаев, когда собственные или партийные интересы она ставила выше интересов национальных. Владимиру Зеленскому легко завоевать симпатии телезрителей, но западные дипломаты "Квартал-95" смотреть не будут, а собственного дипломатического опыта у Зеленского нет. Мало того, его первые предложения по "установлению мира" попахивают вопиющим невежеством, если не сказать еще сильнее.
Понимаю, что для людей, далеких от веры, медийное внимание к становлению Православной церкви Украины было утомительным. И томос-тур президента по Украине выдался многим неуместным предвыборным пиаром. В Украине, как известно, не жалуют своих проводников. Однако человеческие эмоции схлынут, а в истории навечно останется главное: возрождение исторического украинского православия в единстве с Матерью-Церковью Константинополя. Этот акт не состоялся бы, если бы государство не послужило оберегом. Порошенко оказал эту помощь, за что ему честь и хвала. Такая смелая личность главы Украины для нас, бывших политзаключенных эпохи Щербицкого, выглядела недостижимой мечтой. Но это произошло, и поэтому своей твердостью в отстаивании украинских духовных интересов президент навеки вписал свое имя в украинскую историю.
В демократическом государстве всегда есть определенный процент граждан, которые в любом случае не будут голосовать за действующую администрацию. Поэтому если бы в опросах я увидел 15-20 процентов тех, кто никогда не отдал бы голос за Петра Порошенко, то воспринял бы это нормально. Но число более 50 процентов — это результат специально раскрученного антагонизма. Раскрученного Россией и ее агентами в Украине. Это настораживает.
Впрочем, к любым рейтингам я отношусь с недоверием — хотя бы потому, что представляю, как сильно они зависят от выборки опрашиваемых. Тем более в Украине, где электоральные настроения могут измениться довольно быстро.
О необходимости солидной конструктивной альтернативы действующей власти я говорил давно. Это жизненно важно для каждой демократии. Все нынешние кандидаты имели возможность подчеркнуть свою альтернативность задолго до выборов, сформировав свою политическую силу и четкую программу. Среди оппонентов Петра Порошенко это с определенным приближением можно сказать лишь о Юлии Тимошенко и Андрее Садовом. Однако намерения Тимошенко меня как избирателя не только не убеждают, а даже пугают. Тем более, что из моей памяти еще не выветрилось воспоминание о стиле ее руководства во время премьерства. Что касается "Самопомочі", то эта политическая сила мне симпатична, а среди ее команды у меня много друзей. Но, на мой взгляд, программное лицо этой партии все еще не выражено.
Что касается других кандидатов, то мне трудно принять их личную критичность к действующему президенту как убедительную альтернативную программу развития страны. Готовить сани тогда, когда на улице выпал первый снег, уже поздно.
Комментарии