вторник, 11 ноября 2014 00:35

"Поля вокруг ободранных сел приносят прибыль не местным общинам"

 

20 октября стало известно, что на должность первого заместителя главы Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра (ранее Госкомзем. — "ГПУ") назначили профессионального юриста 31-летнюю Людмилу Шемелинец. Раньше она работала в этом ведомстве на должности начальника юридического управления. Это было в те времена, когда электронный земельный кадастр с первых дней своей работы разоблачил тысячи теневых сделок с землей. Поэтому давление на команду, которая вводила новации, было безумным.

С Людмилой Николаевной говорим о долгожданных реформах в земельной сфере.

Кто инициировал ваше назначение?

— Я и раньше профессионально занималась вопросами реформирования отрасли как профессиональный юрист по земельным отношениям. Была одним из соавторов и разработчиков изменений к закону о земельном кадастре, закона об отмене платы за регистрацию земельных участков, получила опыт государственной работы в этой сфере. Поэтому не удивлена назначением. На собеседовании в Кабмине сказала, что кадастр — это не просто техническая система, а инструмент сохранения справедливости в стране, гарантия для миллионов украинцев, что достояние всей их жизни никто не отнимет. Что их общую собственность: государственные земли, леса, реки — никто не украдет пользуясь тем, что ловко раздал гречку на выборах. Кроме того, очертила свое виденье развития этой сферы. Думаю, моя позиция нашла понимание в правительстве.

Вас связывали с бывшей партией власти.

— Моя должность по умолчанию должна быть отдалена от политики. Речь идет лишь о профессии и стратегическом виденье. Впрочем, первым местом работы, на котором я проработала пять месяцев, была киевская городская ячейка Партии регионов. Это была единственная работа, где на ставку взяли юриста почти без опыта. Нашла ее через знакомых. Через пять месяцев приняла участие в конкурсе на замещение вакантных должностей в Киевском городском совете и начала работать там. Следующие несколько лет была независимым юристом, получила большой опыт в управлении предприятиями. С 2011-го по 2014 год руководила юридической службой сначала управления, а затем департамента Госземагентства.

В это время вступил в силу закон о кадастре, наша команда вносила в него много изменений, а я была их фактически соавтором. Работали над законом об отмене платы за регистрацию земельных участков.

В 2014 году получила предложение от главы Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины возглавить юридический департамент. Там как раз начинался процесс реформирования. Там и работала до момента назначения на нынешнюю должность. Поэтому никаких политических связей тогда не имела, да и сейчас не имею. Во время обсуждений наших законопроектов, которые полгода длились в комитетах Верховной Рады, взаимоотношения сводились всегда сугубо к профессиональной дискуссии.

В интернете есть другие факты о вашем сотрудничестве с Партией регионов. Например, что вы работали в центральном аппарате и чуть ли не возглавляли общественную приемную политсилы. Мол, баллотировались в Киевсовет по ее спискам. Что из этого правда?

— Практически все, что вы перечислили, — выдумки, которые нет смысла комментировать. Единственный факт, который отвечает действительности: в 2008 году моя работа как нанятого юриста была связана с местными выборами. Всех юристов, которых тогда трудоустроили на период избирательного процесса, внесли в списки "Регионов" в Киевсовет на непроходные места. Считали, что таким образом делалось невозможным давление на работников. Не сомневаюсь, что оппоненты перекопали мою биографию после назначения. Первая запись в трудовой книжке стала единственным "компроматом", который смогли найти.

Вы знаете, сколько земли украли олигархи у Украины?

— Исчерпывающий ответ на этот вопрос смогут дать правоохранительные органы, общественные активисты и суды после того, как мы сделаем работу земельного кадастра качественнее. Могу обещать, что Госкомзем ознакомит с правилами работы с системой реестра земельного кадастра как можно большие круги заинтересованных людей. Уверена, прозрачность и современные технологии расставят все на свои места намного быстрее, чем сейчас кажется.

Что планируете делать на новой должности?

— Перед собой вижу несколько задач. Первое — сохранение законных прав граждан на землю, истребление на корню преступных сделок с ней, подавление попыток олигархов теневой скупки угодий. Второе — реализация инициатив правительства относительно децентрализации власти, предоставление людям возможности получать необходимые документы в сельских, поселковых, городских советах. Проведение открытых земельных торгов.

Третье — должны создать условия для того, чтобы налоги с земельных участков стали надежным источником финансирования бюджетов украинских городов и сел. Потому что сейчас тысячи из них стоят с протянутой рукой за средствами у дверей центральной власти. В то же время, бескрайние поля вокруг этих ободранных городов и сел принадлежат неизвестно кому, обрабатываются, приносят прибыль, но не местным общинам. Так не должно быть.

Раздается критика, что Украина могла обойтись без кадастра. Что не нужно было тратить 200 миллионов долларов Мирового банка на создание системы.

— Можно с увереннстью сказать: средства на электронную кадастровую систему потратили правильно. И хотя этот механизм будет совершенствоваться все время своего существования, я твердо убеждена: запуск кадастра стал революцией. Она вырвала земельные отношения в нашей стране из XIX столетия и перенесла их в XXI. Посмотрите на один факт — сколько было сообщений за последние пять-семь лет о поджоге, похищении или потере местных архивов с данными по земле? Десятки случаев. Легитимная правовая база собственности, за которую отвечает государство, в следующие несколько лет фактически снимет такие вопросы. Мы как государство будем гарантировать каждому гражданину надежное сохранение информации о его имущественных правах. Кроме того, работа современного земельного кадастра ставит Украину в один ряд с развитыми странами мира. Согласится ли иностранный инвестор строить в Украине завод за многие миллионы долларов, если увидит, что данные о принадлежности ему земельного участка хранятся в бумажной папке где-то за деревянными дверями в местном райсовете?

Есть случаи предоставления органами власти участков там, где это нельзя было делать: в заповедниках или лесах. Кадастр поможет восстановить законность?

— Конечно. Он дает возможность стражам порядка или активистам затронуть вопрос о законности передавания участков. Эти процессы уже происходят по всей стране. На юге люди спрашивают у местной власти, как и кому достались территории на морском побережье. К процессу привлекают стражей порядка и суды. Ежемесячно таких расследований будет становиться больше, потому что граждане все больше будут чувствовать себя ответственными за общее имущество.

Органы местной власти инициировали предоставление земельных участков участникам АТО. Поддержит ли идею земельная госслужба?

— Безусловно, своими подвигами за родную страну и отвагой эти люди заслужили благодарность от общества. Поэтому со своей стороны мы будем максимально способствовать регистрации земельных участков для них. По данным наших территориальных подразделений, состоянием на 23 октября от участников АТО поступило 7214 заявлений на получение земельных участков. И на эти заявления уже есть очень оперативная реакция органов власти. Принято решение о предоставлении разрешений на разрабатывание проектов землеустройства по отведению 3580 участков. Можно сказать, эта работа стала массовой и государство идет навстречу героям, которые не жалеют жизни ради своей страны.

Сейчас вы читаете новость «"Поля вокруг ободранных сел приносят прибыль не местным общинам"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть