"Минские соглашения не отражают нынешние реалии по урегулированию конфликта на Донбассе. Западу стоит поддержать их пересмотр. Линия фронта с 2015 года изменилась. Россияне захватили 1,8 тысячи квадратных миль (почти 3 тыс. кв. км. — ГПУ) украинской земли. Это лишает логики весь Минский процесс, — пишет вице-премьер и первый заместитель председателя украинской делегации в Трехсторонней контактной группе по урегулированию 54-летний Алексей Резников для американского издания "Атлантик Кансел".
— Украина приложила значительные усилия — отвела войска от линии соприкосновения, переформатировала свою делегацию в Трехсторонней контактной группе. Но прорыва не произошло. Российские коллеги продолжают нарушать соглашение о прекращении огня, а это фундаментальный момент всего Минского процесса.
Ранее Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе никогда не размещала миротворцев в больших масштабах для нейтрализации конфликта. Возможно, настало время.
Нужно расширять сотрудничество между Украиной и государствами, которые вкладывают средства в восстановление мира в Европе. Киев получил статус партнера Североатлантического альянса с расширенными возможностями. Это может означать признание Украины главным союзником, который не входит в НАТО.
— Насильно мил не будешь. Но выход Украины из Минских переговоров не понравится ни Берлину, ни Парижу, ни Москве, — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, 52 года. — Для альтернативного документа необходим диалог с представителями самопровозглашенных республик. А Киев отказывается.
- Самый очевидный вариант урегулирования конфликта на Донбассе - возвращение в Будапештский меморандум. Кроме России, США и Великобритания гарантировали Украине безопасность и суверенитет в обмен на отказ от ядерного оружия, — говорит участник Трехсторонней контактной группы от Украины, журналист Сергей Гармаш, 46 лет.
— Обратиться к ним надо было еще в 2014-ом. Очевидно, власть надеялась решить конфликт более узким кругом. Возможно, из-за недостаточной поддержки со стороны Запада. Не чувствовали, что можем говорить с Кремлем на равных. Обстоятельства изменились. Работа Трехсторонней контактной группы тоже. И Зеленский настроен закончить войну на выгодных для нас условиях.
Однако Минские переговоры и "нормандский формат" (переговоры между лидерами Украины, Германии, Франции и РФ. - ГПУ) вряд ли помогут. За пять лет на этих площадках не смогли достичь существенных результатов. Но это не значит, что от них стоит отказаться. К "Минску" привязаны многие технические и практические вопросы. Например, во время пожаров в Луганской области (6 июля вблизи села Осколоновка Новоайдарского района возник лесной пожар. Огонь распространился на село Смоляниново. Выгорели почти 5 тыс. га. Погибли пять человек. - ГПУ) именно на уровне ТКГ договаривались, чтобы украинская сторона могла тушить без риска быть обстрелянной боевиками. Подготовка к обменам и освобождению пленных также происходит в этом формате.
Россияне пытаются навязать нам в собеседники марионеток из отдельных регионов Донецкой и Луганской областей. А на себя примеряют роль нейтральной стороны. Поэтому для политического урегулирования нужны новые идеи. Чтобы оживить Будапештский договор, стоит обратиться с соответствующим заявлением к руководителям США и Великобритании. Провести саммит подписантов, обсудить ситуацию и совместно искать варианты решения. Украина должна проявлять инициативу. Мы недавно стали ближе к НАТО. Штаты могут поспособствовать проведению такого саммита.
Комментарии