Участие в газовом споре России и Беларуси не принесет пользы Украине, считает руководитель энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар, 46 лет:
— В зависимости от длительности спора, украинская выгода от белорусско-российского газового конфликта составит несколько миллионов долларов. Но это, если думать только о деньгах. В настоящий момент на кону значительно более ценная карта. Если Беларусь впала в немилость "Газпрома", то завтра это может постигнуть и Украину.
Россия задействовала относительно Беларуси украинский сценарий?
— Именно так. Сокращение объемов снабжения газа приведет к тому, что белорусская газотранспортная система не сможет поддержать необходимое давление для его транзита в Европу. Следовательно Москва будет обвинять Минск в препятствии транзита и кражах газа. То же слышали и мы во время зимних конфликтов с "Газпромом". Но критических последствий для европейских потребителей не будет, потому что лето. К тому же через Беларусь в Польшу поступает всего 6 процентов российского газа. Свыше 80 процентов идет через Украину.
Стоило ли нашему государству объявлять о готовности перекачать российский газ в Европу в обход Беларуси?
— Устами премьера Владимира Путина прозвучало лишь распоряжение, ка вассалу, переориентировать газовые потоки. Россия даже не обращалась официально к Украине, чтобы та предоставила мощности своей газотранспортной системы для прокачки газа в Европу в обход Беларуси. Но в Киеве сразу обрадовались, что нам перепадет несколько миллионов. Это недальновидная позиция. Заявлением о готовности перекачать белорусский объем газа правительство выставляет Киев не как партнера Минска, а как исполнителя воли Москвы. У нас еще остаются нерешенные вопросы с белорусами, и их президент Александр Лукашенко может потом вспомнить это. Тогда потери Украины будут значительно больше, чем несколько миллионов заработка за дополнительный транзит газа.
Москва ведет политику газового шантажа, использует энергоресурсы как механизм экономического принуждения. Если "Нефтегаз" не захочет сливаться с "Газпромом", россияне придумают механизм "наказания" украинцев в виде ограничения снабжения газа.
Какие еще возможные "механизмы наказания"?
— Украину в настоящий момент постигла серьезная проблема: как выполнить решение Стокгольмского арбитражного трибунала относительно передачи "Росукрэнерго" свыше 12 миллиардов кубометров газа и возмещения около 200 миллионов долларов. "Нефтегаз" фактически выходит на дорогу к полному банкротству. Даже если разработают какой-то график погашения претензий, оплатить эти 24 миллиарда гривен — непосильное задание для компании. Государство между тем дистанционировалось от этой проблемы. Если должностные лица скажут, что нет ни денег, ни газа, то сразу услышим требование расплачиваться имуществом: добывающими активами, магистральными газопроводами, подземными хранилищами и тому подобное. Не важно, натурой придется отдавать или деньгами. Газовая петля на шее Украины затягивается все туже.
Но действующее законодательство запрещает отчуждение имущества?
— В Верховной Раде уже есть желающие протолкнуть законопроект об отмене запрещения приватизации или отчуждении объектов магистрального трубопроводного транспорта. В итоге "Росукрэнерго" может воспользоваться опытом кипрской компании ТМР, которая требовала возвращения долга по результатам ее участия в проекте модернизации Лисичанского нефтеперерабатывающего завода. Претензии на сумму 45 миллионов долларов завершились арестом государственного имущества — два украинские самолета "Руслан" за рубежом.
Ища деньги для "Нефтегаза", власть повысит стоимость газа для предприятий?
— Цена на газ должна образовываться по одинаковым принципам для всех потребителей. Этого в настоящий момент нет, потому что не приняли закон "Об основных принципах функционирования рынка газа в Украине". Поэтому, собирая деньги на "долг" "Росукрэнерго", правительство замаскирует повышение цен на газ и для предприятий, и для населения под требование Международного валютного фонда уровнять цены в энергетическом секторе. С одной стороны, выполнит условие предоставления кредита, а с другой — соберет с потребителей больше денег.
У предприятия большие долги перед "Нефтегазом". С чего они будут платить по повышенным тарифам?
— С проблемами предприятий никто не будет считаться. Повышение конкурентоспособности заключается не в том, чтобы получать как можно более дешевые энергоресурсы, сырье, рабочую силу и благоприятные налоги. Зарубежные конкуренты внедряют энергоэффективные технологии и опережают нас на несколько шагов. Поэтому украинская продукция оказывается на обочине внешних рынков.
Комментарии
13