Правительство подало в Верховную Раду законопроект пенсионной реформы. С его концепцией не ознакомлены ни эксперты, ни граждане, говорит бывший первый заместитель министра труда и соцполитики Павел Розенко, 40 лет. Общество отстранили от обсуждения одного из важнейших инструментов социального обеспечения.
Какие принципы пенсионной реформы собирается провести правительство?
— Среди нововведений — повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет. Это не тот шаг, который необходимо делать, ведь от него не станет лучше ни женщинам, ни бюджету. Экономия для Пенсионного фонда составит 500–800 миллионов гривен в год при дефиците в 65 миллиардов!
Собираются повысить на 10 лет обязательный трудовой стаж для получения минимальной пенсии и доплаты за сверхурочный стаж (сегодня этот предел составляет 20 лет для женщин и 25 — мужчин. — "ГПУ"). Правительственные чиновники заявляют, что люди должны платить больше пенсионных взносов, тогда в будущем будут получать более высокие пенсии. Но одновременно предлагают отобрать у граждан 10 лет сверхурочного трудового стажа, который непосредственно влияет на сумму будущей пенсии. Поэтому смысла работать дольше не будет.
Стоит ли оставить льготные категории граждан, которые выходят на пенсию в 35–40 лет?
— Правильным был бы такой механизм: если человек достигает льготного пенсионного возраста, то дальше должен получить право выбора. Может работать дальше и получать только зарплату, а при достижении общего пенсионного возраста получать пенсию на общих принципах, плюс — льготную пенсию. Или сразу идти на пенсию без права последующего трудоустройства.
Что делать со спецпенсиями чиновников, судей, прокуроров, которые получают по 40–50 тысяч гривен?
— Правительство предлагает кратчайший, но не самый эффективный путь — ограничить максимальный размер пенсии.
Несправедливость кроется в системе начисления пенсий. Для рядового гражданина базой расчета пенсии являются приблизительно 45 процентов от зарплаты, а для спецпенсионеров — 80 процентов. Если учитель и госслужащий получают зарплату по 2500 гривен, то учитель будет иметь пенсию на тысячу гривен меньше. Хотя платили они практически одинаковые взносы. Правительство эту формулу менять не желает.
Реформы приведут к увеличению пенсий?
— Правительственные чиновники ставят другую цель — уменьшить дефицит Пенсионного фонда. А это неминуемо приведет к уменьшению его расходной части и уменьшению выплат.
Пенсионную реформу нельзя проводить без радикального увеличения зарплат. При средней зарплате в 2,5 тысяч гривен средняя пенсия и не может быть больше полутора тысяч. Это очень мало. Стоимость рабочей силы в Украине недооценена по меньшей мере в два-три разы. В соседней Польше валовой продукт на душу населения втрое больше, а зарплаты больше в 7–10 раз! Например, цена польского и украинского сыра в наших магазинах одинаковая. Но почему украинец, который производит сыр, получает 1500 гривен, а поляк — 1500 евро?
В государстве есть все ресурсы, чтобы в следующем году увеличить минимальную зарплату вдвое. Экономику к этому нужно готовить, сообщить заранее работодателям. Нужно заставить олигархов не прятать прибыли в оффшорах, а направлять их на благосостояние работников.
Почему не работает трехуровневая пенсионная система?
— Украинец должен получать пенсию из трех источников: солидарной и накопительной систем и негосударственных страховых фондов. Но работает только первый уровень — выплаты из Пенсионного фонда.
Относительно накопительной системы нет даже четкого законодательства. Есть общий принцип — определенная часть наших взносов должна быть аккумулирована в Пенсионном фонде, в дальше — направляться в негосударственные фонды. Эти деньги работают на фондовом рынке, а в будущем человек получает дополнительную пенсию. Чтобы запустить эту систему, следует ежегодно направлять в нее 15–20 миллиардов гривен страховых взносов.
Третий уровень пенсионной системы — негосударственные пенсионные фонды - действуют, но охватили всего 3 процента работающих.
Недавно принятый Налоговый кодекс поспособствует реализации пенсионной реформы?
— Нет. Потому что он не стимулирует предприятие выплачивать легальную зарплату.
В "тени" половина экономики. В конвертах выдают 130–140 миллиардов гривен зарплат, из-за чего Пенсионный фонд недополучает около 50 миллиардов. Многие предприниматели платят пенсионные взносы с минимальной зарплаты. Давно назрел вопрос внедрения так называемых индикативных зарплат. Правительство должно установить по каждой отрасли и специальности определенный уровень зарплаты, из которой будут платиться страховые взносы.
С нашим уровнем коррупции может быть справедливая пенсионная система?
— Пенсионная реформа не будет успешной без выведения экономики из тени, увеличения длительности и качества жизни, улучшения социальных стандартов и медицинских услуг. Все должны делать в комплексе. В цивилизованных странах пенсионный возраст является конечным рубежом работы. Потом человек занимается только своим здоровьем, духовным развитием, отдыхает. У нас вынуждены работать после 60-ти, потому что на одну пенсию не проживешь. Учтите, что в селах 60 процентов смертей являются преждевременными — "скорая" не доехала, нет денег на лекарства. Мужчины в среднем живут 62 года, как здесь увеличивать пенсионный возраст до 65-ти?
За какой период может быть проведена реформа?
— Нужно ее делать немедленно. Только тогда будет позитивный эффект для пенсионеров. Однако вопрос повышения пенсионного возраста и страхового стажа следует снять с порядка дня.
Почему власть не обсуждает пенсионную реформу с гражданами?
— Это удивляет. Пенсионную реформу можно сделать популярной, только когда правительство объяснит простым людям, что правила игры изменятся и для них, и для спецпенсионеров, что качество социальных услуг вырастет на порядок. Иначе страну ждут серьезные беспорядки и потрясения.
Комментарии
10