Компания дешевых авиаперевозок "Визз Эйр Украина" в прошлом году обслужила более полумиллиона пассажиров. Увеличить пассажиропотоки удалось и остальным авиакомпаниям, которые работают на отечественном рынке. Но ожидать удешевления билетов не стоит, потому что завершается монополизация рынка. Об этом говорит доцент кафедры логистики и организации перевозок Национального авиационного университета Артур Винюков-Прощенко, 31 год:
— "Украинская авиационная группа", которая объединяет компании "АэроСвит", "Донбасаэро" и "Днипроавиа", вместе с "Международными авиалиниями Украины" совместно распланировали летнее расписание на 2012-й. Рынок авиаперевозок от этого фактически монополизирован. А это значит, что пассажиров привязали к установленным тарифам на билеты. Потребителю придется платить больше 3,5 тысячи гривен за билет Киев — Днепропетровск или Киев — Донецк. Если бы небо открыли и для иностранных компаний, выросло бы количество предложений на рынке, цена упала бы минимум в два разы. Денежный поток в госбюджет от налогов авиационного транспорта вырос бы на 10-15 процентов.
Наши пассажиры также зависимы от парка самолетов. Скажем, средний возраст бортов "АэроСвита" трудно назвать новым, вероятность авиационных инцидентов повышается. А более длительная подготовка воздушного судна к полету увеличивает количество задержек рейсов.
Украина занимает 55-е место в мире по пассажирским перевозкам (учитывается количество "пассажирокилометров" на внутренних и внешних рейсах. — "ГПУ"). Конечно, мы около Польши и обогнали Чехию. Но операторы дешевых авиаперевозок на наш рынок смогут прийти только тогда, когда государство выполнит три шага — удешевление горючего, отмена налога на добавленную стоимость на аэропортовое обслуживание и допуск компаний ко всем аэропортам. Такие изменения сейчас невозможны — действующая власть их не поддержит.
Из-за монополии авиагорючее у нас дороже, чем в Европе. Тонна керосина во франкфуртском аэропорту стоит тысячу долларов, у нас — полторы. Потому что там поставщиков два-три, а у нас — только "Укртатнефть". Соответственно цена на билет выше. Обслуживание судов в наших аэропортах тоже дороже. Некоторые из них, например, "Днепропетровск" и "Бельбек" в Севастополе, которые контролирует группа "Приват", под разными поводами не пускают к себе новые компании. Не удивительно, что глава крупнейшего в Европе ирландского бюджетного авиаперевозчика "Ранэйр" Майкл О'Лири сказал, что Украина интересная, но пока что неприемлемая страна для бизнеса.
Комментарии
1