18 мая в Киеве прошел митинг оппозиции "Вставай, Украина!". Одновременно Партия регионов провела марш "В Европу — без фашистов!". Наибольшую огласку получила драка возле оппозиционного митинга, которую затеяли "антифашисты". Они избили журналистов Ольгу Сницарчук и Влада Соделя. Милиция возбудила уголовное дело.
Ожидалось, что на оппозиционном митинге объявят согласованного кандидата на должность мэра Киева и единого кандидата в президенты страны на выборах 2015 года. Однако этого не случилось.
— Оппозиционного кандидата на столичного мэра нужно было назвать прошлой осенью, — считает политтехнолог 47-летний Сергей Гайдай.
— Это дало бы возможность уже вести кампанию, — продолжает Гайдай. — Ведь чем она дольше, тем эффективнее.
Вопрос: когда в Киеве будут выборы? Никто не знает. Но, раньше или позже, будут. Когда оппозиционеры говорят, что не выдвигают кандидата, потому что неизвестна дата, это значит: "Мы — маленькие, слабые, пусть власть назначит дату, а тогда мы разберемся с кандидатом". Но власть выборов в Киеве не хочет, потому что наверняка их проиграет. А для оппозиции они имели бы очень хороший психологический эффект перед президентскими. Однако оппозиционеры растеряны и ведут себя очень странно.
Как быть с единым кандидатом на президентских выборах?
— Они должны состояться в 2015 году. Говорить о едином кандидате рано. Если его объявят следующей весной, ничего страшного не случится. Но здесь та же проблема. Оппозиционеры не имеют принципа, по которому выдвинули бы единого кандидата. И даже не пытаются этот принцип искать, чтобы вокруг него объединять своих сторонников. Есть два варианта.
Первый: единым становится кандидат с наивысшим рейтингом. Тогда договариваться можно как перед выборами, так и после первого тура. Самый рейтинговый выдвиженец от оппозиции пройдет дальше, и его все поддержат.
Второй вариант мне кажется значительно лучшим. Предъявить обществу не кандидата в президенты, а всю будущую власть: президента, премьера, спикера, министров. И распределить эти роли уже сейчас.
Что это даст?
— Это будет положительно воспринято обществом и уменьшит трение внутри оппозиции. Все будут знать, что такой-то будет министром образования. А люди будут голосовать не просто за объединенного кандидата, но и за своего кандидата в следующей власти.
Как это лучше сделать? Подписать соглашение?
— Если просто подписать, может выйти, как было с "каневской четверкой" (Е.Марчук, А. Мороз, В. Олийнык, А.Ткаченко. — "ГПУ"). От того, что они согласовали что-то на могиле Шевченко, ничего не изменилось. Можно просто огласить весь перечень людей, которые попадут во власть и на какие должности. Но обязательно сделать это прозрачно. Потому что если согласуют одного человека закрыто, кулуарно, то это даст моральное право выдвигаться другим оппозиционерам.
Наконец, если оппозиция не выдвинет единого кандидата, а кто-то из ее представителей выиграет выборы, то он получит всю власть. И, вероятно, не захочет ею делиться.
Это большое искушение — такие президентские полномочия, как сейчас у Януковича?
— Да, очень большое. Полномочия нужно уменьшить. Повторить путь, который прошли при Ющенко, — передать значительную часть полномочий парламенту, правительству, местным органам власти. В такой схеме очень выигрышно смотрелись бы, например, президент Виталий Кличко, премьер Арсений Яценюк и спикер Олег Тягнибок. Они уравновешивали бы друг друга.
Когда об этом договариваться?
— Еще до выборов. И предъявить людям вместе с составом единой команды. Чтобы избиратели привыкли к этому, как к тому, что неизбежно должно произойти.
А может быть кто-то четвертый?
— Немало кандидатов будут позиционировать себя как оппозиционные. Ляшко появится, возможно, даже Луценко. Но объединить оппозицию кто-то четвертый вряд ли сможет.
Почему оппозиция должна отказаться от искушения оставить теперешние полномочия президента?
— Получить полную власть для одного человека — очень заманчиво. Но я не верю в то, что такая ее концентрация в руках, например, Кличко, принесет пользу стране. Виталий — не авторитарный человек, он не сможет сам сверху провести все нужные реформы.
Для власти после 2015 года тоже лучше уменьшить полномочия главы государства?
— Да. Потому что за всю новейшую историю Украины никогда на выборах не было таких высоких ставок, как для президента Януковича в 2015-м. Кравчук, Ющенко, даже Кучма не боялись за личную безопасность или свободу, а Виктор Федорович может потерять абсолютно все. И свою безопасность, и своей семьи, своих близких и знакомых, бизнес-партнеров и тому подобное.
Какие технологии будет применять Партия регионов?
— Она имеет одну-единственную технологию на все случаи жизни. Называется "беспредел". "Регионалы" пойдут на что угодно, чтобы остаться у власти.
18 мая избили журналистов. Это навредит власти?
— Некоторые считают, что избиение журналистов, молодчики, бронетранспортер — это проколы Партии регионов. Напротив, именно в этом их сила. Они этого хотели. Умышленно нанимали ребят, чтобы те показали "свободовцам" — нас радикальными действиями или снежками не запугаешь. У нас есть такие же, которые могут это все делать еще лучше. А милиция просто будет стоять и смотреть. А потом вас же и обвинит. Это — демонстрация силы и очень конкретное послание оппозиции. Партия регионов показала свои технологические возможности. Вы собрали митинг оппозиционно настроенных людей — мы соберем не меньший, и его покажут все телеканалы. Вы радикальны — мы еще более радикальны.
Как "регионалы" выпутаются перед обществом?
— Это такая игра. Избили Ольгу Сницарчук? Это — плохо, говорят "регионалы", мы вас, журналистов, поддерживаем. В то же время, обвиняют оппозицию в том, что она наняла этих ребят. Министр Захарченко говорит, что оппозиция покупает митингующих и привлекает боевиков. Такая тактика будет продолжаться и в дальнейшем, до самых выборов. К этому нужно быть готовыми.
Комментарии
1