Независимая Украина имела дело с четырьмя президентами США. Наиболее проукраинскими были демократ Билл Клинтон и республиканец Джордж Буш-младший. Наименее заинтересованными в Украине и благосклонными у Россию — республиканец Джордж Буш-старший и демократ Барак Обама. Поэтому у США нет "проукраинской" или "антиукраинской" партии. Политика президента Америки сильно зависит от его личности и геополитической ситуации.
Президент Обама не является идеологическим сторонником идеи расширения НАТО и продвижения демократии. Понятно, Москва восприняла это изменение внешнеполитических приоритетов США очень одобрительно. Политика "перезагрузки" отношений с Россией затмила отношения США со всеми не российскими евразийскими странами. Среди них и Украина, и даже реформаторская Грузия. У Вашингтона сейчас значительно больше проблем — Афганистан, Ирак, Ливия, Китай.
Усилению пророссийской ориентации администрации Обамы еще больше способствовала политика президента Януковича. Он — первый глава Украинского государства, который не поддерживает вступление Украины в НАТО. При этом представители его окружения так и не объяснили, как Украина собирается стать первой посткоммунистической страной, которая присоединится к ЕС, не будучи членом альянса.
Отсутствие интереса администрации Обамы к Украине частично вызвано усталостью от Киева по вине предыдущего президента. Я был свидетелем того, как Виктор Ющенко выступал перед обеими палатами Конгресса во время своего визита в Вашингтон 2005 года. Собравшиеся слушали его с очарованием. Однако Ющенко упустил лучший за все 20 лет независимости случай интегрировать Украину в трансатлантические структуры. Это привело к тому, что во время выборов в 2010-м США отнеслись нейтрально к обоим кандидатам — Януковичу и Тимошенко.
Пророссийская политика администрации Обамы однако не значит, что Вашингтон фундаментально изменил свое отношение к Украине. США были и будут самыми большими среди стран Запада сторонниками независимости, территориальной целостности, энергетической самостоятельности и демократичности Киева. Кроме того, среди всех западных столиц больше всего украинских экспертов и симпатиков живут именно в Вашингтоне.
Украина формально хочет членства только в ЕС, поэтому администрация Обамы позволила играть первую роль Брюсселю. Киев, однако, не может понять, что присоединиться к Евросоюзу значительно тяжелее, чем к НАТО. ЕС никогда не давал Украине перспективу членства и вряд ли сделает это в будущем: страна слишком большая и бедная, а сам Евросоюз слишком погряз в своих кризисах.
Команда Януковича все еще должна убедить Брюссель или Вашингтон в серьезности намерений присоединиться к ЕС. Политические лидеры и послы западных государств в частных разговорах жалуются на нахальную ложь украинских политических руководителей. Ярким примером этого было недавнее заявление Сергея Левочкина по поводу того, что американские сенаторы якобы одобрительно оценили продвижение демократии в Украине. Янукович и Партия регионов убеждены, что могут построить у себя путинизм, а Брюссель и Вашингтон в дальнейшем будут воспринимать их цель вступления в ЕС серьезно. Не удивительно, что на фоне постоянных шатаний Украины и попыток ее лидеров обмануть западных коллег, Обама проводит пророссийскую политику.
Комментарии
1