Неделю назад президент подписал закон о доступе к публичной информации.
— Теоретически новый документ сокращает путь и время для получения информации у чиновника, — говорит о законе один из его авторов, депутат-"нунсовец" Ирина Геращенко, 39 лет. — Один из главных недостатков новой власти — ее закрытость. Мы не знаем, как она работает, как принимает решения. Попытки выяснить это заканчиваются жалобами от журналистов о фактах, которые можно рассматривать как преследование или препятствие их деятельности.
Закон поможет оперативно реагировать на такие факты?
— По моему мнению, предоставить информацию в течение пяти дней кое-где не совсем реально. Ответ на некоторые запросы трудно подготовить и за 10 дней. Практика также покажет, не будет ли новый закон конфликтовать с законом о защите личных данных. Некоторая информация может не разглашаться, потому что человек имеет право на частную жизнь. Другое дело, что вместо ответов часто поступают отписки. Чиновники набили руку на том, как отвечать не отвечая — даже парламентской временной следственной комиссии по вопросам случаев цензуры. Вот был запрос Ольги Герасимьюк в Министерство иностранных дел дать ответ на заявления российского премьера о роли Украины во Второй мировой войне. Пришла отписка: позиция премьера не является официальной позицией Российской Федерации. А он же дважды открыто заявлял, что россияне победили бы в войне и без нас.
Когда примут подзаконные акты, которые запретили бы такие отписки?
— Таких законопроектов еще никто не разрабатывал. В нынешнем парламенте принять их нереально.
Власть согласилась принять закон из-за давления европейских структур?
— Это было нашим обязательством перед Парламентской ассамблеей Совета Европы. Президент и его окружение начали большую кампанию, чтобы ПАСЕ сняла с нас мониторинг. Им это нужно перед парламентскими выборами 2012-го как признание демократичности. А для снятия мониторинга нужно принять ряд законов, среди которых и о доступе к публичной информации, создании общественного телевидения и тому подобное. Но новая табличка на Первом национальном не будет иметь никакого отношения к публичному вещанию. Европейцы прекрасно понимают наши реалии. Поэтому от мониторинга не откажутся.
Комментарии
1