Перед Новым годом столичный Театр драмы и комедии на Левом берегу сыграл интересную премьеру — "Голубчики мои!.." Странная вещь: занято 45 актеров, но вы не найдете среди них главного героя. Толпа мелких персонажей, сыгранных мастерски, а Героя нет. Это как зеркало, разбитое на мелкие осколки.
Спектакль действительно хороший, и в отсутствии Героя тоже нет ничего плохого. Но вот что кажется абсолютно странным — за весь год во всех киевских театрах, в нескольких десятках премьер, наблюдалось то же самое: Герой — отсутствует.
Даже если в пьесе он был, то в спектакле напоминал недопроявленн ую фотографию.
Например, столичная Русская драма поставила булгаковского "Дон Кихота". Может ли быть герои чнее герой? Однако здесь от него осталось разве что странное упрямство, с которым он изображает никому не нужного рыцаря.
Поставлена пьеса о Дон Жуане, который был импотентом
Роли играли хорошие артисты, а спектакль ставил опытный режиссер. Значит, не в них дело. А, кажется, в том, что понятие "герой" вдруг упало в цене как для театров, так и для публики. Мы не забыли, что это значило еще вчера, но сегодня не хотим себе об этом напоминать.
В той же Русской драме в прошлом году поставили пьесу о Дон Жуана, который, оказывается, был импотентом. Еще одну попытку разглядеть героя сделали столичные франко вцы в спектакле "Среди рая на майдане". В ней есть "Кто-то, похожий на Ивана Франко". В роли — Богдан Ступка. Он умеет быть похожим на кого угодно. Но из спектакля не понятно, на кого похож Франко. Какого героя ни возьми — все сопротивляются и не хотят быть Героями. Не свидетельствует ли это о том, что наши театры переосмысливают понятие "герой"?
Может, что-то подобное происходит и в обществе. Но в театре это более очевидно. Там даже центральный персонаж отказывается быть главным. Он не хочет быть похожим на Дон Жуана, дон Кихота или Великого Каменяра. И хочет одного: быть самим собой и делать свое дело.
Точнее, он часто не знает, чего хочет. Однако именно в прошлом году на киевской сцене появился и тот, кто знает. Его не очень то и заметили, но он уже есть. Это Ромео в спектакле Театра на Подоле "Осень в Вероне, или Правдивая история Ромео и Джульетты". Этот Ромео выжил после описанных Шекспиром трагических событий, живет себе в Вероне, создал малый бизнес (делает колбасу) и очень не любит Шекспира. На это нужен как раз героизм — чтобы кем-то быть, а не кем-то притворяться.
Комментарии