Против режима диктатора Башара Асада воюют 350 выходцев из Украины. Об этом сообщает верховный муфтий Сирии Ахмад Хассун во время визита к Москве. По его словам, в рядах повстанцев есть наемники из Саудовской Аравии, США, Канады и Европы.
— Заявление муфтия имеет политическую окраску, — считает военный эксперт Алексей Арестович, 40 лет. — Оно сделано перед конференцией "Женева-2" по сирийскому урегулированию (планируют на 26 ноября этого года. — "ГПУ"). Муфтий перечислил страны, которые не разделяют китайско-российскую позицию по Сирии (поддержка режима Башара Асада. — "ГПУ"). Евросоюз признает оппозиционную "Национальную коалицию" законными представителями сирийского народа. Поэтому на все страны, которые не поддерживают нужную для диктаторского режима модель, тыкают пальцем. Среди них и Украина.
Наши наемники есть в Сирии?
— Скорее всего, да. Потому что Украина и до этого поставляла наемников в зоны конфликтов. Но сколько их в Сирии, точно никто не скажет. 350 — цифра, похожая на правду. Война длится четвертый год, маховик раскручивается и затягивает людей.
Каковы мотивы у украинцев?
— В наемничество толкают две причины: идеологическая и финансовая. По первой идут воевать украинские мусульмане, крымские татары. Бывший лидер Меджлиса Мустафа Джемилев признавал, что татары воюют в Сирии. Обычно идеологических бросают в саму мясорубку конфликта. По второй идут офицеры запаса или просто солдаты удачи. Они нужны, потому что повстанцам в руки попадает вооружение из России. Пользоваться им не умеют. Поэтому нуждаются в специалистах: операторах противоракетного зенитного или противотанкового ракетного комплекса. Кто идет по меркантильным причинам, пытается не принимать участия в боях.
О каких деньгах идет речь?
— Наемнику могут заплатить после большой победы, а потом несколько месяцев не рассчитываться вообще. Но они и не ожидают стабильных доходов. Когда идет гражданская война, каждый зарабатывает на завоеванной территории. Например, мародерством: в большом городе есть с два десятка складов ювелирных магазинов. Их грабят. Также торгуют оружием и военными секретами.
Эти люди рискуют жизнью?
— Да, если находятся близко к фронту. Никто не застрахован от попадания под внезапную военную операцию. Также могут приставить к виску пистолет и сказать: сынок, иди воюй, а то ты только учишь, а наши все равно толком не умеют.
Почему не устраиваются официально в миротворческие войска ООН?
— Там маленькие зарплаты. Рядовой получает 500 долларов, офицер — полторы тысячи, а подполковник — 2. А у повстанцев можно быстро выбить себе несколько тысяч "зеленых" и дополнительно заработать мародерством.
Что ожидает наемника, который вернулся в Украину?
— Министерство иностранных дел не хочет нести за них ответственность. В случае увечья или смерти никакой компенсации не будет. Наемника могут вычислить и судить. Часто их подозревают в попытке образовать радикальные террористические организации в Крыму. Хотя все это очковтирательство. Просто нашим подразделениям по борьбе с терроризмом нужно оправдывать свое существование. Поэтому выращивают противников исламских террористов, чтобы потом получать деньги за их уничтожение.
В частной армии 21 тысяча бойцов
Наемник — человек, которого завербовали для боевых действий. Он принимает в них участие ради личной выгоды и получает материальное вознаграждение выше, чем солдаты регулярной армии такого же ранга и функций. Наемник не является гражданином стороны, которая посылает его на войну, и не живет постоянно на ее территории. Он не принадлежит к вооруженным силам ни одной из сторон конфликта и не послан третьим государством как член его вооруженных сил. Так описывает наемников Женевская конвенция 1949 года.
Их часто использовали с 1960-х, чаще всего во время войн за независимость в Африке. В 1995-м правительство Сьерра-Леоне наняло южноафриканскую компанию "Экзекютив Ауткам", чтобы подавить восстание боевиков Революционного объединенного фронта. Компания сформировала батальон из бывших спецназовцев, с двумя ударными и двумя транспортными вертолетами, боевыми машинами пехоты, минометами и пушками. Это формирование разгромило повстанцев за две недели.
С начала войн в Афганистане и Ираке США и другие страны активно прибегают к услугам частных военных компаний. Их сотрудников нанимают для охраны дипломатических миссий, военных баз и складов, а также для обучения местной армии и полиции и поддержки оккупационных сил. Наибольшую компанию "Блекуотер", в настоящий момент "Академи", основал бывший американский спецназовец Эрик Принс. По оценкам журнала "Нейшн", в ней не менее 21 тыс. работников, преимущественно из США и Великобритании. В Ираке они получали в среднем $600 в день.
Приблизительно 300–400 граждан России воюют наемниками в Сирии. Об этом агентству "РИА-Новости" сообщил неназванный офицер спецслужб месяц назад.
Комментарии
1