Три недели назад парламент принял закон "О реформировании пенсионной системы". На подпись президенту документ еще не попал. В сентябре Рада должна еще рассмотреть проект постановления, который подали депутаты Ольга Боднарь из БЮТ и "нунсовец" Юрий Кармазин. Они предлагают отменить закон. Бывший заместитель министра труда и соцполитики 40-летний Павел Розенко считает, что президент имеет основания ветировать документ.
— Первая причина — депутаты грубо нарушили Конституцию во время голосования, — объясняет. — В законе о регламенте четко написано: депутат должен голосовать лично и только за себя. В ночь голосования в сессионном зале было максимум 90 депутатов, а закон приняла группа "пианистов" во главе с дирижером-"регионалом" Чечетовым.
Кто должен был обеспечить персональное голосование?
— Глава Верховной Рады, это его обязанность. Но Владимир Литвин ищет тысячи причин, чтобы этого не делать.
Какое второе основание для вето?
— Пенсионный закон ограничивает социальные права граждан. Это нарушение 22-й статьи Конституции.
Какие категории граждан пострадают?
— Научные работники, работающие пенсионеры, чернобыльцы, военнослужащие. Им ограничат выплаты. Как и тем, кто будет выходить на пенсию. Пенсию будут насчитывать не за последний год стажа, а за три. Средняя зарплата по стране за последний год составляет 2000 гривен, а три года — 1750 гривен. То есть начисленная пенсия уменьшится более чем на 250 гривен.
Закон содержит нормы, которые отбирают у работника 10 лет сверхурочного стажа. Это означает минус 80 гривен из пенсии.
Конституционный суд может опять запретить снижать пенсии?
— Вряд ли судьи сделают это в третий раз. Суд сейчас считается с интересами политической целесообразности. Если бы мы имели нормальный Конституционный суд, то после просмотра видео из сессионного зала можно было принимать решение о незаконности реформы.
Институт Горшенина в июне провел опрос. Около 80 процентов украинцев за пенсионную реформу, но только 8 процентов поддерживают правительственный проект. Какой реформы хотят украинцы?
— Люди понимают, что получать 1200 гривен минимальной пенсии — это позорно мало. Поэтому хотят реформу, которая эту сумму увеличила бы. А правительство, напротив, уменьшает пенсии и не может четко сформулировать, как улучшится жизнь пенсионера.
Достойную для жизни пенсию можно получить при сочетании пенсионных систем: 60 процентов начислено по солидарной, 25 —по накопительной и около 15 — по частной, страховой.
Принятый закон ни слова не говорит о сроках внедрения накопительной системы. Хотя еще с 2003-го законодательство для этого готово. Правительственным чиновникам недостает политической воли, чтобы объявить дату внедрения. И вице-премьер Сергей Тигипко, и Василий Надрага (экс-министр труда и социальной политики. — "ГПУ"), говорили, что введут ее с 1 января 2012-го. Потом начали говорить о 2013 годе.
Закон о накопительной системе депутаты хотят проголосовать в сентябре. Что он изменит?
— Правительство предлагает, чтобы в накопительной системе принимали участие лишь те, кому на момент внедрения исполнилось не больше 35 лет. То есть молодежь получает перспективу комбинированной пенсии, а старшим выплаты обрезают. Это нелогично.
Легализация теневых зарплат, которую предлагает правительство, повлияет на наполнение Пенсионного фонда?
— Заставить предпринимателей перейти на "белые" зарплаты не получится. Правительственные законопроекты по легализации зарплат содержат репрессивные методы. Работодателям придется отчислять в Пенсионный фонд 35–40 процентов от фонда зарплаты. Штрафы и сроки уголовной ответственности за нарушение при этом вырастут в два-три раза.
Возможно, лучше внедрить для каждого сегмента рынка собственную налоговую и социальную системы. Тогда крупные предприятия платили бы больше, а малые — меньше. Но действующим правительством руководят прямо противоположные интересы.
Комментарии
2