Национальный союз кинематографистов требует от власти разработать антикризисную программу в отрасли кино. В частности, речь идет о государственном финансировании отрасли, принятии закона о сборе на отечественную кинематографию.
Сейчас в Украине все больше снимают иностранцы, в первую очередь россияне. Из-за такой экспансии под угрозой оказалось последнее, что осталось у украинских киношников, — киностудии.
— Происходит настоящий геноцид отечественного кино, — говорит секретарь Союза кинематографистов Михаил Ильенко, 59 лет. — Идет зачистка территории киностудий под иностранных производителей.
Однако проблемы возникают не только из-за россиян. По словам Ильенко, от киностудии им. Довженко "Киевгорстрой" требует 10 млн. грн — из-за невыполнения соглашения о строительстве на ее территории многоэтажки. Настоящий договор руководство студии заключило еще в 2000 году, за землю " довженко вцы" получили от строительной компании несколько квартир для своих сотрудников. Но перестройки не было, потому что эта земля входит в национальный реестр культурного наследия. Поэтому "Киевгорстрой" и выставил киностудии сумму с учетом стоимости предоставленных квартир и прибыли, потерянной из-за невыполнения условий договора.
Денег нет, поэтому могут отобрать 2,5 га территории. 16 га хотят урезать за долги от Ялтинской киностудии. А прибыльное предприятие "Укртелефильм" пытаются совместить с обанкротившимся "Фотоном" вместе с долгами последнего.
Директор "Укранимафильма" Виктор Слепцов, 61 год, думает: его студию также могут признать банкротом. Утверждает, что к такому состоянию ее довели искусственно. Государство своевременно не финансировало, долги росли, "наехала" налоговая. А студия, утверждает директор, недавно была технически переоборудована и вполне работоспособна. На ее базе можно снимать мультфильмы, не хуже, чем американские "Тачки".
Хотите найти деньги на фильм — предложите хороший проект
По словам Слепцова, ситуация спровоцирована в частности и внедрением тендерной системы для кинопроизводства. То есть государственные деньги на киноуслуги дают на конкурсной основе — поэтому государственные киностудии к ним не могут добиться.
Председатель Союза кинематографистов Борис Савченко, 67 лет, уважает, что "творцы отчасти сами виноваты в сложившейся ситуации". Мол, с распадом Союза украинские кинематографисты продолжали жить и работать по законам советского кино. Своевременно не перестроились.
— Площади наших киностудий и их имущество — очень лакомый кусочек. И его хотят отобрать, — убежден Савченко.
Негосударственные киношники относятся к этому критически. Бывший директор киностудии им. Довженко, в настоящее время генпродюсер кинопроизводственной компании " ПРО-ТБ" Виктор Приходько, 50 лет, считает кино бизнесом, а не удовлетворением своих амбиций.
— Нужно прекратить финансирование вообще и объявить об этом при всем народе, чтобы не ждали. Хотите найти деньги на фильм — предложите хороший проект, — отмечает он. — Но желательно иметь хорошую биографию, чтобы вам поверили. Для уверенности, что вы эти деньги не разворуете или не снимете на них какую-то бессмыслицу.
Приходько зарабатывает деньги самостоятельно. В сентябре на базе частной киностудии, построенной под Киевом, будет снимать вместе с голливудскими продюсерами художественный фильм "Бабий Яр".
— Зритель голосует ногами — идет на интересные фильмы, — рассказывает Приходько. — Вот пришел на "Штольню" или "Аврору". И увидел не то, что хотел. Все зависит от качества продукции. И в кино, и в производстве водки.
Комментарии