Российские экономисты и политологи написали открытое письмо премьеру Владимиру Путину. Описали возможные негативные последствия торгово-экономической войны с Украиной, которая не желает вступать в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана.
Авторы письма отмечают, что в Украине упадут объемы производства, экспорта и численность рабочих мест в металлургии. Пострадают аграрная отрасль, мясо-молочная промышленность, производство сельскохозяйственной техники. В ответ Украина ускорит вступление в Зону свободной торговли с Евросоюзом, заморозит авиакосмические, атомные и энергетические проекты.
— Аргументы авторов письма обоснованны. Экономисты имеют право ожидать какой-то реакции от правительства, — комментирует заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый, 41 год.
Как Владимир Путин отреагирует на это обращение?
— Подобные письма вряд ли могут повлиять на позицию российского руководства. Оно действует по принципу: "А Васька слушает, да ест".
Написание письма могло организовать окружение президента Дмитрия Медведева, чтобы сделать премьера ответственным за ухудшение отношений с Украиной?
— Этого утверждать наверняка нельзя. Было бы лучше, если бы это послание организовала украинская сторона. Но у меня большие сомнения насчет этого.
В чем выигрывает и где проигрывает Россия от ограничений на импорт украинских товаров?
— Любые протекционистские или ограничительные меры защищают внутренний рынок на короткий срок. Мир нацелен на повышение конкурентоспособности экономик, а не на консервирование моделей экономического развития. Украина стратегически избрала более правильный путь, чем Россия. Ведь большая открытость экономики ведет к повышению ее конкурентности на рынках. От этого выиграют не только предприниматели, но и потребители. Потому что будут иметь больше товаров лучшего качества.
Чем теперешняя торгово-экономическая война отличается от предыдущих?
— Введение торговых барьеров со стороны России не ново. Но если начинают антидемпинговые расследования, включают таможенные меры, создают ограничительные барьеры, то это свидетельствует о заполитизированности сугубо экономического вопроса. А этого не должно быть.
Заявление Москвы об автоматическом внедрении торговых барьеров в порядке меры пресечения к украинскому Соглашению об ассоциации с Евросоюзом вызывает удивление. Это рикошетом ударит по самой России, потому что немало товаров, которые к ним ввозят из Украины, конкурентоспособны по качеству и цене. Фактически, будет удар по российским гражданам — потребителям продукции. Если же от этого еще и ухудшатся украинско-российские отношения, оппоненты кремлевской власти поставят это ей в вину.
Таможенный союз без Украины ослабеет?
— Это новое интеграционное образование в интересах России. Сначала экономический союз стран, потом — валютный с российским рублем, наконец, с 1 января 2012-го — политический, с наднациональным органом. Без участия Украины рынок такого союза будет уже, а возможности участников — более ограничены.
Но Киев сконцентрировался на создании зоны свободной торговли с Евросоюзом. Это не отбрасывает сотрудничества с Россией или странами Таможенного союза. Только нужно строить отношения с фундамента — зоны свободной торговли. Лишь после этого можно говорить о каком-то углублении экономической интеграции. А Россия хочет строить не с фундамента, а с верхних этажей.
Почему Москва не соглашается с формулой "3+1", которую предлагал Янукович?
— Этот пакет предложений создания зоны свободной торговли россияне отбросили, потому что Москва не заинтересована в равноправных и конкурентных отношениях. Думаю, после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС диалог между Кремлем и Банковой возобновится. Киев заинтересован во вхождении России во Всемирную торговую организацию, тогда многие процессы двустороннего сотрудничества пойдут активнее.
Комментарии