Назначение нового министра иностранных дел Леонида Кожары пока что не дает оснований ожидать качественных перемен украинской внешней политики. Кожара, как и его предшественник Константин Грищенко, поражен советской провинциальностью.
Источник следует искать в том, что только небольшая часть украинской политической элиты говорит на английском, а еще меньше - учились на Западе и интеллектуально интегрированы в западную культуру. Однако и простого знания английского недостаточно, чтобы избавиться от советских комплексов.
Вашингтон и Брюссель считали Грищенко спесивым и циничным. Во время прошлогоднего визита в Вашингтон его поведение было неадекватным. Во время встречи с госсекретарем Хиллари Клинтон и обеда Грищенко постоянно всех перебивал. В том числе и своих министров.
В 1990-х Кожара занимал должность первого секретаря политической секции посольства Украины в Вашингтоне. Те, кто встречался с ним, были уверены в его патриотизме и проевропейскости. Однако, как и многие чиновники времен Кучмы, он существенно изменился после помаранчевой революции. Приведу красноречивый пример.
В течение последнего десятилетия всего четырех украинцев - всех англоязычных - пригласили на участие в программе "Би-Би-Си "Гардтолк": Григория Немирю, Евгению Тимошенко, Олега Рыбачука, бывшего главу Секретариата президента Ющенко, и Леонида Кожару. Из четырех только первые два дали успешные интервью, поскольку имели западное образование и понимали, как происходит политика на Западе. Рыбачук и Кожара давали слабые ответы. Кожара, по словам работника его штаба, был так самонадеян, что даже не считал нужным подготовиться к разговору.
В интервью "Би-Би-Си" Кожара в стиле советского чиновника отбросил все обвинения в свертывании демократии в его стране. В частности отказался обсуждать критическое заявление ОБСЕ, относительно последних парламентских выборов. Заверил, что Тимошенко посадили в тюрьму по решению политически независимого суда и отметил: "Украина сейчас близкак Европе как никогда. Власть самоотверженно борется с коррупцией". На что ведущий "Би-Би-Си "Гардтолк" отреагировал словами: "Но это всего лишь фантазия!" Потом процитировал слова западного эксперта Эндрю Вильсона, что в Украине не несовершенное правосудие, а его полное отсутствие.
Картину дополнили призраки совковых представлений о теориях заговора, примером которых стали утверждения Кожары, будто бы критика последних парламентских выборов в Украине бывшим послом США в Украине Стивеном Пайфером всего лишь "политическое заявление". В конечном итоге Кожара сказал, что Украина является образцом демократического прогресса на территории бывшего СССР, за исключением стран Балтии. Хотя в действительности Грузия и Молдова достигли больших успехов в демократическом развитии и демонстрируют большую преданность европейским ценностям. Оба государства подпишут соглашения об ассоциациис ЕС уже в этом году.
Самый абсурдный тезис неосоветскихминистров - что европейская интеграция должна проходить без всякого внешнего вмешательства во внутренние дела Украины. Хотя присоединение к любой международной организации - ВТО, ЕС, Таможенному союзу или даже получение помощи МВФ - непременно будет требовать от Украины уступить часть суверенитета.
Кожара, как и его предшественник Грищенко, не понимает необходимости обсуждать критику демократических просчетов Украины со стороны Запада. Необходимость хотя бы время от времени признавать обоснованность таких упреков. Для тех, кто действительно хочет присоединиться к ЕС, это стало бы существенным шагом вперед.
Чтобы не повторить неудачный путь своего предшественника, Кожара должен осознать важность четырех пунктов.
Во-первых, Украина не является геополитически важной страной и никогда не будет восприниматься наподобие России, которая имеет ядерное оружие и является энергетическим гигантом.
Во-вторых, старая украинская игра сидения на двух стульях - Россия и Запад - завершилась. Надо выбрать между интеграцией в СНГ и Европу, которую можно осуществить только в случае выполнения третьего и четвертого пунктов.
В-третьих, необходимо подписать новое соглашение с МВФ и выполнить выставленные требования, чтобы продемонстрировать готовность Украины осуществлять реформы.
В-четвертых, следует освободить Тимошенко, Юрия Луценко и других политических заключенных и позволить им беспрепятственно участвовать в политической жизни страны.
Если Кожара осознает зачимость вышеуказанных пунктов, Украина может опять вернуться на европейский путь. Нет - новый министр иностранных дел будет так же неуспешен, как и его предшественник.
Комментарии
26