Российская межпланетная станция "Фобос-Грунт" сгорит в атмосфере Земли в декабре этого года или в январе-феврале следующего. Такой прогноз сделали в Федеральном космическом агентстве "Роскосмос". Аппарат стартовал 7 ноября с космодрома "Байконур". Должен был долететь до спутника Марса — Фобоса и вернуться на Землю с образцами почвы. Однако из-за сбоев в системе управления станция зависла на орбите Земли и не отвечает на команды.
Потерю аппарата "Фобос-Грунт" специалисты называют одной из крупнейших неудач российской программы по исследованию космоса. Проблемы в российской космонавтике характерны и для других высокотехнологичных отраслей, отмечает эксперт Центра исследований армии, конверсии и вооружения Сергей Згурец, 43 года.
— Неудачи были в разных сегментах, которые связаны и с военным космосом, и с межпланетными экспедициями, и с выводом грузов на орбиту. Из 13 пусков баллистических ракет "Булава" удачными можно считать четыре. Не могли запустить ракету-носитель "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс-М", ракету-носитель "Протон-М" со спутником "Экспресс-АМ4", — говорит Згурец. — По меньшей мере 10–15 лет эта отрасль существенно не финансировалась. Наступил момент, когда использовать прежний потенциал уже невозможно.
Какие выводы должна сделать Украина?
— Нужно очень серьезно подходить к контролю качества продукции. Кроме того, надо осознать, что космос нуждается в и людях, и деньгах. За последние 10 лет на него потрачено около 3 миллиардов гривен. При этом от коммерческой деятельности отрасли в бюджет перечислили налогов на приблизительно такую же сумму. Если страна хочет заниматься космосом, то должна делать это постоянно, а не время от времени. Потому что будут такие же проблемы, как у россиян.
Конкурируем ли мы с Россией в космических проектах?
— Родство космических отраслей двух стран очень тесное. Наши ракетоносители для коммерческих проектов на 50 процентов комплектуются российскими двигателями. Мы и россияне изготовляем продукцию для разных сегментов отрасли, одинаково предлагаем самые дешевые цены. Но их нужно подтвердить высоким качеством. Когда у россиян проблемы со спутником, это может остановить желание заказчиков использовать наши ракетоносители для пусков. А это может отразиться на репутации и наших носителей.
Украинские космические технологии отстают от мировых?
— Мы владеем технологиями управления ракетными аппаратами, создания самих аппаратов, распределения боевых частей баллистических ракет, системами контроля за этими аппаратами. Это большой конкурентный сегмент. А чем его наполнять? Мы имеем лишь бразильско-украинский проект "Алкантара Циклон Спейс", европейский проект "Вега", создаем спутник "Сеч" и строим ракету-носитель "Таурус" вместе с американцами. Пока что наибольшее конкурентное преимущество Украины — это ракетоноситель "Циклон". Но Китай уже сделал новые ракетоносители, которые превосходят российские и украинские по эффективности.
Получают ли наши высокотехнологичные отрасли молодых специалистов?
— Нужно создавать научную школу, которая со временем поможет обеспечивать производство и военных, и гражданских ракет. Потенциально Украина имеет проекты, чтобы усовершенствовать эту школу. Можно воспитывать специалистов в военных и гражданских международных проектах, в частности с Бразилией, где создается и ракетоносители, и пусковая платформа. В военных проектах молодежь задействована в создании многофункционального комплекса "Сапсан".
Возможно, Украине стоит развивать одно большое высокотехнологичное направление и не распылять финансирование на несколько?
— Рынок таков, что одно избрать не удастся. Если мы что-то не создали для нашей армии, это придется покупать. Поэтому Украина развивает несколько направлений: космос, авиация, тяжелая бронетехника. Разочаровывает то, что мы часто не выполняем обязательств. В частности, перед своей армией. То же может повториться в общих международных проектах.
Крупные разовые вливания денег не нужны, потому что их невозможно "переварить". Нужны небольшие суммы, но стабильно. Только тогда они со временем конвертируются в технологии и знания.
Космические технологии и сфера вооружений живут не по рыночным законам. Например, у нас на закупку каждого шурупчика для самолетов надо проводить тендер. Это затягивает во времени и тормозит создание новых образцов. То же происходит и в космической сфере. Нужно упростить процедуры закупок. Это тактика. Если говорить о стратегии, то мы до сих пор не видим особых попыток президента или премьера продвинуть нашу военную и космическую технику на мировые рынки, как это делает, например, Россия.
Рассматривается ли вариант приватизации космических предприятий?
— Они могут быть приватизированы при условии, что сохранят свой производственный профиль. Впрочем, создание концерна "Укроборонпром", который объединил в себе ряд предприятий, свидетельствует, что Украина идет путем усиления государственного контроля и торможения темпов приватизации. Это ложный путь.
Комментарии
1