О схемах реформирования земельных отношений рассказывает президент ассоциации "Земельный союз Украины" 40-летний Андрей Кошиль.
- Украина не может взять опыт какого-то государства и полностью перенести его в наши условия. У нас немало местных особенностей. Например, в странах Западной Европы собственность на землю формировалась столетиями, она относительно постоянная. Приватизации как такой не было, землей в основном владеют те, кто ее обрабатывает или унаследовал. А у нас тотальную приватизацию провели не так давно. Около 7 миллионов человек, которые работали в сельскохозяйственных предприятиях, получили участки. Их даже не спрашивали, нужна ли им эта земля.
Большинство владельцев теперь - пожилые люди, которые не имеют ни финансовых, ни технических, ни физических возможностей что-то с землей делать. В такой ситуации будущий земельный рынок может стать комфортным только для какого-то одного игрока - государства, сельхозпредприятий, фермеров или владельцев паев. Нормально такая система не будет функционировать. Например, если государство решит за счет агробизнеса решить социальные проблемы крестьян и установит высокую арендную плату на землю, то агропредприятия остановятся, страна будет ощущать недостаток продовольствия. Другой вариант - преимущества получают сельскохозяйственные предприятия: их освобождают от налогов и необходимости поддерживать жителей села. Тогда ждите социального взрыва. Поэтому во время земельной реформы нужно постоянно искать компромисс, варианты уменьшения отрицательных последствий.
В каком направлении нужно двигаться?
- Во-первых, политика должна быть эволюционная, а не революционная. Нужно отказаться от радикальных призывов возвратить землю в собственность государства, а потом сдавать ее в аренду. Надо в конце концов понять - люди свою землю добровольно не отдадут.
Во-вторых, реформе нужна последовательность и настойчивость. Если никто не будет контролировать соблюдение законов или не будут созданы условия для их выполнения, положительных изменений не дождемся.
Третье - законодательная база должна быть экономически целесообразной, однозначной в понимании и не включать в себя потенциальных коррупционных рисков.
С каких законов нужно начинать реформы?
- Закон "О государственном земельном кадастре", принятый в прошлом году летом, начнет действовать с 1 января 2013-го. В парламенте прошел первое чтение закон "О рынке земель". Эти два ключевых закона нужны, чтобы система как-то двигалась дальше. Но как поведет себя рынок - сегодня тяжело спрогнозировать. Поэтому закон "О рынке земли" является техническим, рамочным. Дальше в него нужно будет вносить изменения, исходя из текущей ситуации.
Как коррупция может исказить исполнение закона?
- Тотальная коррупция у нас была во время приватизации государственной собственности, распределять которую дали чиновникам. Теперь ситуация другая - около 28 миллионов гектаров земли находится в руках людей, которые получили паи для ведения товарного сельхозпроизводства. Коррупции при продаже такой земли быть не может, так как частный собственник сам решает, что, когда продавать и за какую цену. Где-то под 10 миллионов гектаров земли сельхозназначення принадлежат государству. Оно может продавать или сдавать в аренду эти участки. Но - только через аукцион и исключительно гражданам Украины. Юридические лица и иностранцы на рынок допущены не будут.
Коррупция возможна на уровне оформления земельных участков, но ее можно снизить до минимума, если в конце концов заработает земельный кадастр. Если будут четко и однозначно прописаны сроки выполнения операций государственными органами, а за нарушение этих процедур будет наступать жесткая ответственность.
Какой положительный опыт Украина пытается перенять, а каким - пренебрегает?
- На сегодняшний день почти все государства ограничивают доступ иностранцев к своему рынку сельскохозяйственных земель. Так как в мире много денег, которые ищут, где прислониться. Китай, Индия, страны Ближнего Востока, большие корпорации скупают земли для выращивания агропродукции - быстрый рост численности населения и недостаток продовольствия делает этот бизнес выгодным. В Африке, например, в последние годы выкупили землю, которую по площади можно сравнить с территорией Франции.
Этот опыт учитывался при разработке нашего закона. Украина ограничивает доступ иностранного капитала к рынку земли. Кое-кто говорит, что иностранцы будут покупать земли через подставных лица. Это возможно, если торговаться за 10-20 гектаров, максимум - 100. Когда речь идет о купле тысяч гектаров, ни один бизнесмен не рискнет средствами под честное слово подставного лица. Тем более, что такое соглашение по нынешнему украинскому законодательству можно признать фиктивным, а значит, и отменить.
Другая тенденция в мире - консолидация земельных участков. Для рентабельного возделывания пашни нужны хотя бы 2-3 тысячи гектаров, сформированных в один массив. Только тогда возможно применять на земле единый технологический процесс, мелиорацию, охрану грунтов. У нас эта проблема стоит остро. Закон "О рынке земель" предусматривает механизм добровольной консолидации. Но этому процессу мешают длительные и затратные процедуры оформления и регистрации договоров аренды. От этого страдает и бизнес, и владельцы паев.
Комментарии